Таков главный девиз отдела острой хронической патологии уха, горла и носа

«Без боли и страха»

Острая и хроническая патология уха, горла и носа – пожалуй, наиболее частая проблема у детей всех возрастов. Специалисты ЛОР-службы НИКИ педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева РНИМУ им. Н.И. Пирогова решают эти проблемы комплексно, на основе самых передовых, современных подходов в области отоларингологии.
Недавно ЛОР-служба Института претерпела кардинальную реорганизацию. О том, какие возможности это открыло для пациентов, рассказывает руководитель отдела острой хронической патологии уха, горла и носа НИКИ педиатрии, кандидат медицинских наук Алан АСМАНОВ.
Алан Исмаилович, с какими проблемами чаще всего обращаются к вам в отделение?
Мы занимаемся диагностикой и лечением самого широкого спектра ЛОР-патологии (острой и хронической). Не секрет, что ЛОР-органы – это первая мишень на пути респираторных вирусных заболеваний, которые в 40% случаев осложняются острыми отитами, синуситами, аденоидитами, тонзиллитами, фарингитами. Нередко эти заболевания переходят в хроническую форму и требуют не только консервативного, но и хирургического лечения. И наше отделение располагает всеми самыми современными возможностями для оказания такой разносторонней, комплексной помощи.
Два года назад вы провели существенную реорганизацию всей ЛОР-службы института. В чем она заключается?
Мы кардинально модернизировали нашу службу, оснастили ее самым современным оборудованием, что позволило нам существенно улучшить результаты лечения и расширить спектр оказываемых услуг (более подробно с новыми хирургическими методиками ЛОР-службы Института можно ознакомиться в других статьях на странице нашего отделения – Адм.).
Например?
Не секрет, что врачи-оторалингологи работают в очень чувствительных зонах, один осмотр которых пугает ребенка и доставляет ему большой дискомфорт. У нас все осмотры детей занимают не более 30 секунд и проходят без использования устрашающих ЛОР-инструментов, с применением эндоскопического оборудования, снабженного специальной видеосистемой, позволяющей врачу долго не всматриваться в детали, причиняя дискомфорт ребенку, а оценить увиденное потом, на экране монитора.
При необходимости эндоскопическую съемку мы можем показать родителям юного пациента, когда, к примеру, необходимо убедить их в необходимости той или иной операции. Современная видеосистема позволяет наглядно и доходчиво объяснить родителям суть проблемы их ребенка. Мы стараемся сделать так, чтобы родители ушли от нас с минимальным количеством вопросов и не лезли потом в Интернет, где много непроверенной информации. Поэтому прием каждого нашего пациента занимает не менее 30-40 минут.

А есть патологии, которые у вас не лечатся?
Это очень узкая категория больных, которых в силу ряда технических и организационных причин мы пока не можем принять. Это онкологические больные и больные со сложными пороками гортани и дыхательных путей. Хотя в наших планах – развитие и этих видов ЛОР-помощи.

Не уменьшилась ли в связи с сокращением числа коек пропускная способность вашего отделения?
Ничуть! Благодаря использованию высокотехнологичных хирургических методик, сроки госпитализации в наше отделение стали существенно меньше. В среднем ребенок проводит в палате 2,5-3 дня. Конечно, есть пациенты, которые лежат у нас и по 10, и по 14 дней, но большинство детей мы отпускаем домой на следующий, максимум, через день после операции.
Однако ЛОР-служба нашего Института не ограничивается только оказанием плановой хирургической помощи. Мы занимаемся и консервативным лечением ЛОР-патологии. У нас многогранная структура, которая включает в себя и научный отдел, и сотрудников консультационно-диагностического центра, в штате которого есть и сурдолог-отоларинголог. Работает у нас и дневной стационар.

Многих мам и пап интересует вопрос: до какого возраста у вас в ЛОР-отделении могут лежать с родителями хирургические больные?
По закону, мы имеем право класть с родителям детей до 4-х лет. Но мы не запрещаем мамам, папам, бабушкам или дедушка оставаться с ребенком более старшего возраста в отделении в дневное время. Конечно, с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических норм: все родители наших плановых больных предварительно проходят обязательное медицинское обследование. Мы понимаем, что психологический аспект для выздоровления маленького пациента очень важен.
Скоро у нас в отделении закончится ремонт родительской комнаты, где мамы и папы смогут отдохнуть, поесть.
Кстати, во время реорганизации нашей ЛОР-службы нам пришлось заново набирать практически весь средний медицинский персонал (медсестер, нянечек). Одним из важных критериев их отбора было умение общаться с детьми и их родителями. И мамы и папы уже успели это оценить.
А для комфортного пребывания детей в отделении что-нибудь предусмотрено?
Конечно. У нас в отделении созданы все условия для комфортного пребывания маленьких пациентов, с каждым из которых работают опытные воспитатели.
Сейчас мы договариваемся с нашими спонсорами и о ремонте игровой комнаты, которая будет оснащена современным игровыми системами для детей.
Ваши юные пациенты будут в восторге!
Наверное, в это трудно поверить, но уже сейчас многие дети рыдают, когда узнают, что их выписывают домой. Для меня это – самый лучший показатель нашей работы.
Беседовала Татьяна Громова