Причины раздражительность на разных сроках беременности и что делать

Изменения характера и поведения беременных

Период вынашивания малыша — один из наиболее эмоциональных в жизни каждой женщины. Практически все девушки в это время сталкиваются с необоснованной нервозностью, которая является следствием множественных изменений в организме, начинающихся с момента зачатия ребенка и прикрепления плодного яйца к стенке матки.

Будущие мамочки испытывают перепады настроения, появляются страхи и тревожные состояния, связанные с ожиданием малыша. Если ответственно отнестись к периоду вынашивания младенца, вовремя стать на учет, соблюдать режим дня, чередуя периоды труда и отдыха, можно свести к минимуму переживания и раздражительность, которые только вредят еще не родившемуся ребенку.

Как избавиться от страхов

Разумеется, период беременности — непростой. Надвигающиеся перемены волнительны и тревожны. Если они настолько сильны, что мешают радоваться жизни, главное — не впадать в панику. Сложнее всего бывает признать наличие проблемы. Именно неосознанное тревожное восприятие ситуации усугубляет положение. Как справиться со страхами во время беременности, в первую очередь, должен подсказать врач акушер-гинеколог. Необходимое медицинское обследование даст возможность исключить многие опасения.

Если же ему не удается развеять излишние переживания, тогда, возможно, стоит обратиться к психотерапевту. Он поможет поверить в свои силы и научит спокойно дождаться того момента, когда можно будет влиять на ситуацию.

Есть мнение, что страхи во время беременности у женщин возникают из-за того, что они почти полностью отстраняются от других аспектов деятельности и с головой погружаются в свою «маленькую беременную жизнь». А надо, всего-то, заняться конкретным интересным делом.

image

Предлагается на выбор несколько хобби, которые могут улучшить самочувствие беременной:

  • Чтение заставляет мозг концентрировать внимание на содержании, развивает мышление и увеличивает словарный запас. Доказано, что чтение снимает стресс и благоприятствует сну. Главное — правильно подобрать литературу.
  • Шахматы развивают когнитивные способности. В процессе игры работает логическое и абстрактное мышление, тренируется память.
  • Игра на пианино способствует развитию координации движений. Ее можно заменить прослушиванием хорошей музыки. Ведь давно известно позитивное влияние на психику классических музыкальных шедевров.
  • Вязанием и вышиванием неспроста занимались наши бабушки и прабабушки. В настоящее время доказано, что рукоделие помогает людям, страдающим от депрессии. Правда, суеверным женщинам это занятие категорически не подходит. Оно только может добавить сомнений и переживаний. Но тогда есть другой вариант.
  • Медитация учит расслабиться, абстрагироваться от всего суетного и сконцентрироваться на позитиве, чем повышает стрессоустойчивость.
  • Изучение нового иностранного языка очень поможет отвлечься от негативных мыслей. Кроме того, это неплохой способ повысить свой авторитет в глазах коллег после выхода из декрета на работу.

Таким образом, вопрос о том, как побороть страх во время беременности, может даже не возникнуть. Для этого надо своевременно постараться заполнить все свободное время увлечениями, занятиями и мероприятиями, которые приносят удовольствие, пользу или умиротворение.

Любые страхи во время беременности, как считают специалисты, непосредственная угроза самочувствию ребенка. Их появление нельзя расценивать как просто капризность беременной, вызванную ее состоянием или плохим самочувствием. Тревогу и опасения ни в коем случае нельзя игнорировать. Своевременная помощь и участие — залог сохранения здоровья будущему малышу и его мамочке.

Невероятно дорогим подарком природа одарила женщину. Возможность ощущать внутри себя рождение новой жизни сродни космическому чуду. Эти недели надо принимать с радостью и благодарностью, и тогда воспоминание о них, даже многие годы спустя, будет дарить счастливые моменты.

Каковы причины раздражительности при беременности

С приходом каждого триместра меняется организм будущей мамочки и эмбриона. Соответственно, гормональный дисбаланс на каждом сроке разный, что и вносит свои коррективы в поведение и настроение беременной женщины.

В 1 триместре

На ранних сроках, непосредственно после зачатия, резко возрастает уровень гормона гонадотропина в организме девушки. К 10-й неделе беременности его концентрация достигает своего пика. Из-за его высокой концентрации происходят не только физиологические изменения, но и психологические.

К причинам повышенной раздражительности на первом триместре беременности относятся:

  1. Психологические особенности характера будущей мамочки. Если девушка еще до зачатия ребенка отличалась непостоянством характера, у нее происходили частые смены настроения, это только усилится в период вынашивания младенца. Поскольку нервная система таких женщин привыкла к стрессам, особой опасности для малыша это не представляет.
  2. Печальный опыт при предыдущей беременности. В том случае, когда предыдущее вынашивание ребенка закончилось выкидышем, психика девушки очень ранима. Женщина постоянно прислушивается к изменениям в своем организме и боится снова потерять малыша. Это приводит к раздражительности, стрессу и частым перепадам настроения.
  3. Незапланированная беременность. Если девушка не планировала рожать ребенка, а зачатие все же произошло, это откладывает негативный отпечаток на ее психологическом состоянии. Приступы злости сменяются плаксивым настроением, появляется бессонница, кошмары.
  4. Боязнь перемен в жизни. Если девушка привыкла жить по своему сценарию, появление ребенка, а соответственно, и перестройка своей жизни под его потребности, вызывает страх.

Во 2 триместре

Во втором триместре основная гормональная перестройка в организме беременной женщины заканчивается и уже мало влияет на ее эмоциональное состояние.

Причинами нервозности и раздражительности в это время становятся:

  1. Обиды на близких и коллег по работе. Женщина в это время с трудом воспринимает критику, ей кажется, что все вокруг просто придираются и не считаются с ее новым положением. Даже доброжелательные советы и подсказки она воспринимает как личное оскорбление, что негативно сказывается на ее психологическом состоянии.
  2. Продолжающийся токсикоз. Если во втором триместре токсикоз все еще беспокоит будущую мамочку, резкие запахи, шумы раздражают ее, вызывая истерику. При наличии рвоты девушка старается избавиться от нее с помощью употребления определенных продуктов. Из-за этого происходит сильный набор веса, что негативно влияет на эмоциональный фон женщины, вызывая недовольство своими объемами.

В 3 триместре

Самым тяжелым испытанием для психологического состояния будущей мамочки считается последний триместр вынашивания ребенка. Ее тело заметно увеличилось в объемах, из-за выросшего живота девушке тяжело долго находиться на ногах, совершать прогулки. Хочется все время лежать, так как тяжелый живот доставляет дискомфорт.

В третьем триместре, как правило, появляются отеки конечностей, что еще больше увеличивает нагрузку на ноги. Особенно такое состояние усугубляет сидячая работа, где нет возможности делать перерывы и двигаться. После окончания трудового дня девушка сталкивается с необходимостью выполнения домашней работы, приготовления еды. Тяжелая физическая нагрузка в это время приводит к нервным срывам и раздражительности.

Мнение эксперта

Перчаткина Галина Викторовна

Врач высшей категории. Наш лучший эксперт.

Задать вопрос

Важно, чтобы близкие с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации, и основную работу по дому взяли на себя.

Приближающиеся роды также играют негативную роль в эмоциональном состоянии женщины. Будущая мамочка начинает переживать, как пройдет процесс родоразрешения, здоровым ли родится младенец, будет ли у нее достаточно молока для его кормления, справится ли она с уходом за ним. Особенно такие мысли портят нервную систему первородящим девушкам.

Влияние тревожности за ребенка во время беременности

Влияние тревожности за ребенка во время беременности на особенности материнского поведения и отдельные состояния ребенка в период младенчества

Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова

К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических [2, 3]. Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка [4]. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода [30]. Ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития [31].

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [27]. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида [15, 28, 29, 32].

Травма плода может находить отражение в аффективной сфере взрослого человека [26]. Эмоциональный стресс матери может вызы­вать у плода биохимический дисбаланс, сверхактивацию адренокортикальной и симпатоадреналовой систем с последующим увеличени­ем адренокортикотропного гормона кортизона, гормонов гипофиза, катехоламинов и глюкагона, а это, в свою очередь, воспринимается ДНК-рецепторами плода. Таким образом, гормональный дисбаланс матери может вызвать эмоциональную дисфункцию плода [2, 10, 23].

Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное от­ношение к внешнему миру является основой его психического здоро­вья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение антенатального периода, ранних этапов онтогенеза создает предпосылки оптимально­го развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и сред­ством воспитания. Новорожденный и грудной ребенок являются аб­солютно зависимыми существами. Это должно определять отноше­ние окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Находясь в состоянии полной зависимости, он имеет определенные потребности, которые можно разделить на телесные и психические.

К перечню телесных потребностей следует отнести кормление и потребность в сосании, мочеиспускание и дефекацию, потребность в физическом контакте с матерью, потребность в тепле, в телесном ком­форте и отсутствии боли, потребность в безопасности.

Психические потребности — это контакт с матерью, положитель­ные эмоции, познание, потребность в ощущениях (звуки, запахи, вкусы, цвета и образы, потребность в тактильных ощущениях и т.д.), потребность в общении.

Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспосо­бив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать [1, 13,15,23,24].

При неправильном отношении в постнатальном периоде младе­нец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию, что приводит к нарушениям процесса адаптации, отклонениям и за­держкам в психомоторном развитии. Одной из самых распростра­ненных и грубых ошибок является непонимание того, что «среда младенца есть его мать» [5]. Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией», приводящий к развитию самосознания.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отно­шения с матерью приносили взаимную радость и тепло. На развитие детей благоприятно влияют матери, контакты которых с ребенком разнообразны, эмоции экспрессивны, движения синхронны младенческим во время общения с ним. Общение детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции, напротив, не способствуют развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением [1, 12, 17, 22].

В становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности [5, 6, 20, 21].

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнства [10, 16, 22–25].

Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство и позволяет ему жить [7].

В связи с этим актуальны исследования, связанные с возможностями прогнозирования уже в период беременности отдельных состояний ребенка раннего возраста, а также адекватности материнской роли.

Целью нашего исследования было изучение влияния тревожного отношения к ребенку во время беременности на его состояние в первом полугодии жизни.

В исследовании приняли участие 41 пара «мать-ребенок». Возраст женщин — от 19 до 32 лет (средний возраст — 23,5+3,1 года). Детей у них не было. Беременность была запланирована у половины женщин и желанной была у всех. На сроке гестации 30–35 недель они добровольно по единой программе проходили психологическое обследование в условиях женской консультации или палат патологии.

В исследовании применялись следующие методики:

  • «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова [9] на выявление особенностей психологического компонента гестационной доминанты;
  • Проективный рисунок «Я и мой ребенок», разработанный Г.Г. Филипповой [22].

Роды у всех женщин прошли на 38–40 неделях беременности. Дети были осмотрены после рождения на 4–5 сутки, затем в возрасте одного, трех и шести месяцев. После рождения оценивалось соматическое состояние и неврологический статус по профилю угнетения-раздражения [18].

В грудном возрасте оценивались соматическое состояние, особенности поведения, психомоторное развитие по шкале Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой [11].

Материнское поведение оценивалось на предмет адекватности взаимодействия с ребенком.

Тест отношений беременной И.В. Добрякова позволяет выявить типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). ПКГД определяется совокупностью механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при наступлении беременности. Выделяют следующие типы ПКГД: оптимальный, эйфорический, игнорирующий, тревожный, депрессивный. Тест включает в себя три блока ответов, определяющих отношение женщины к своей беременности, к системе «мать — дитя», к отношению окружающих.

Рисуночный тест «Я и мой ребенок» позволяет выявить особенности переживания беременности, ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности своего будущего малыша. Методика, разработанная Г.Г. Филипповой [22], использовалась в работе В.И. Брутмана, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой [6] для изучения динамики психического состояния женщин во время беременности. Методика позволяет выявить особенности переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В данном тесте учитывается наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ, содержание образа ребенка и его образ; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристики общего состояния (благополучие, неуверен­ность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования. Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов, а также специально разработанным для ин­терпретации данной методики ее автором.

Оценка психомоторного развития по шкале Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой состоит из таблиц, позволяющих количественно оценить развитие ребенка ежемесячно до 12 месяцев. В каждый возрастной период изучается 10 показателей психомоторного развития: комму­никабельность, безусловные рефлексы, мышечный тонус и др. Каж­дый показатель включает в себя 4 уровня оценки: от 3 баллов (норма) до 0 (грубое нарушение). В целом оценка в 27–30 баллов является пока­зателем нормального психомоторного развития, оценка в 23–26 бал­лов позволяет отнести детей к безусловной группе риска, оценка в 13–22 баллов четко свидетельствует о задержке развития.

Была проведена статистическая обработка данных в программе Ехсеl, достоверность различий оценивалась по критерию Фишера.

Результаты исследования

Беременные женщины были разделены на две группы в соответ­ствии с выбранными ими утверждениями раздела «отношение к свое­му ребенку» в блоке «отношение женщины в формирующейся системе «мать — дитя» по тесту И.В. Добрякова. В первую группу вошли жен­щины, ответы которых соответствовали тревожному типу «Я постоян­но прислушиваюсь к движениям будущего ребенка, без веских на то оснований, беспокоюсь о состоянии его здоровья». Данный ответ выбрали 18 женщин, которые вошли в первую (основную) группу, которую мы определили как группу «тревожных» матерей. Вторую группу (сравнения) составили 23 женщины, ответы которых соответ­ствовали оптимальному типу ПКГД.

Сравнение групп по социальному статусу выявило следующее.

Зарегистрированный брак отмечается с одинаковой частотой у беременных обеих групп (44,4 и 47,7% соответственно). Следует от­метить, что брак не регистрирован в первой группе у 55,5%, а во второй группе у 39% женщин. Без мужа планировали воспитывать ребенка 14,4% беременных второй группы, тогда как в первой группе таких не было.

Выявлены различия в уровне образования двух обследуемых групп: так, высшее образование было у 47,6% женщин во второй группе, в первой группе — лишь у 16,8%. Большинство беременных первой группы были со средним специальным образованием (61,0%), во второй группе — 42,8%. Учились в высших учебных заведениях на период беременности: в первой группе — 22,2%, во второй группе — 9,6%.

Материальный уровень семей первой группы женщин был ниже. Так, доходы выше минимального прожиточного минимума были у 49,5% семей первой группы, тогда как во второй группе — у 71,4%.

В акушерско-гинекологическом анамнезе обращает на себя внимание высокий процент случаев угрозы прерывания беременности в первой группе женщин (85,7%), во второй группе — 52,3% (достоверность различия по критерию Фишера на уровне р≤0,05). Вероятно, тревогу за состояние будущего ребенка можно объяснить именно данной патологией беременности.

Дети матерей первой группы в раннем неонатальном периоде имеют тенденцию к угнетению центральной нервной системы. По профилю угнетения-раздражения в первой группе средняя оценка профиля 0,24±0,02 балла, что соответствует легкому угнетению ЦНС. Во второй группе у детей средняя оценка 0,11±0,04, что соответствует балансу угнетения и раздражения. Различия между группами достоверны (р≤0,01). Можно предположить, что в первой группе на состояние новорожденных детей свое влияние оказывали как патология беременности, так и тревога беременных женщин.

В основной группе дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью. Если хотя бы один из родителей (особенно мать) имеет неустойчивое эмоциональное состояние, то такой ребенок подвергается риску возникновения проблем, связанных с нарушениями в эмоциональной сфере, формированием небезопасной привязанностии снижением уровня функционирования в познавательной сфере [16]. К эмоциональной неустойчивости были отнесены следующие характеристики: частая смена настроения, частый плач, преобладание отрицательного эмоционального состояния. Причем, если в один месяц достоверных различий между группами не выявлено, то в три месяца в первой группе эмоционально неустойчивых детей было 27,5%, к шести месяцам увеличилось до 33,0%. В группе сравнения в три и шесть месяцев таких детей не было вообще (р≤0,01). Влияние тревоги во время беременности на проявления эмоциональной не­устойчивости находит свое подтверждение во многих литературных источниках. Накоплены факты, свидетельствующие о том, что пове­дение матери во время беременности, ее эмоциональные стрессы служат причиной возникновения различных форм детской психопа­тологии (неврозы, тревожные состояния и др.), отставания в ум­ственном развитии и других форм патологических состояний [2, 10].

Выявлено, что в первой группе у детей прослеживаются наруше­ния ночного сна. Так, достоверно больше детей основной группы за­сыпают медленно и спят беспокойно. Причем с возрастом у них на­блюдается ухудшение качества сна, во второй же группе — улучшение (табл. 1,2).

Таблица 1

Медленное засыпание (%)

Группа 1 месяц 3 месяца 6 месяцев
Первая 50,0 55,5 61,0
Вторая 37,2 32,9 28,6
р≤0,05 р≤0,05 р≤0,01

Таблица 2

Беспокойный сон (%)

Группа 1 месяц 3 месяца 6 месяцев
Первая 57.8 63,3 68,8
Вторая 8,6 4,3
р≤0,01 р≤0,01 р≤0,01

Как следует из данных литературы, в происхождении расстройств сна у детей раннего возраста играют роль несколько факторов. Особое место среди причин, приводящих к расстройствам сна в раннем возра­сте, занимают острые и хронические психотравмы. К нарушениям за­сыпания и частым пробуждениям у детей приводят постоянные конф­ликты, происходящие в семье в вечерние часы, незадолго до момента отхода ребенка ко сну. В большинстве своем — это ссоры между роди­телями, в том числе и за право контроля над поведением детей. Для нарушения сна имеют значение психотравмируюшие обстоятельства, связанные с переживанием резкого испуга, боязнью одиночества, замкнутого пространства и т.д.

Предрасполагающим фактором для возникновения расстройств сна следует считать и церебрально-органическую недостаточность перинатального генеза, причиной которой является патология беременности и родов [14].

В нашем исследовании достоверных различий между группами в наличии перинатального поражения центральной нервной системы у детей, а также конфликтных отношений в семье не выявлено.

Данных о влиянии тревожности беременной женщины на патологию сна в литературе не обнаружено. Нашим исследованием можно предположить о наличии такой связи, учитывая, что патология сна у детей основной группы прослеживается уже в возрасте одного месяца. В динамике патология сна сохраняется и даже наблюдается ее усугубление, возможно, что свое влияние начинает оказывать нарушение материнского поведения, наблюдаемое у женщин первой группы.

Психомоторное развитие — один из важных показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Его уровень позволяет судить о качестве окружающей среды, характере педагогической работы и о других факторах.

Оценка психомоторного развития проводилась по шкале Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой. Нами выявлено, что средние оценки психомоторного развития у детей матерей основной группы ниже, чем у детей матерей группы сравнения. Таким образом, выявлена тенденция к отставанию в показателях психомоторного развития детей основной группы. Причем отставание прослеживается на протяжении всех наблюдаемых нами возрастных периодов (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня психомоторного развития детей в возрасте 1–6 месяцев (баллы)

Группа 1 месяц 3 месяца 6 месяцев
Первая 27,4±2,1 27,6 ±2,7 28,7±1,9
Вторая 28,8±1,4 28,9±1,1 29,3±1,1

Следует отметить, что дети тревожных матерей только к шести месяцам достигают уровня балльного значения психомоторного развития, соответствующего первому месяцу в группе сравнения.

Важным показателем развития ребенка является становление в трехмесячном возрасте полноценного «комплекса оживления», который включает в себя улыбку, вокализации и двигательные реакции. «Комплекс оживления» одновременно выполняет две функции — сопровождает радость ребенка по поводу воспринятых впечатлений (общение с взрослыми, рассматривание игрушек, восприятие зву­ков) и служит средством общения со взрослыми, причем функция об­щения в развитии самого «комплекса оживления» выступает как главная [1]. Появление «комплекса оживления» отражает стремле­ние ребенка к общению, полноценность взаимодействия ребенка и взрослого.

В нашем исследовании выявлены достоверные различия в про­явлении полноценного «комплекса оживления» у детей двух групп. Так, в первой группе он наблюдался лишь у 55,0% детей, тогда как во второй группе — в 90,3% случаев (различия достоверны на уровне р≤0,01), т.е. меньшее количество детей тревожных матерей прояв­ляют полноценный «комплекс оживления».

Изучение законов развития высшей нервной деятельности пока­зало, что органы чувств развиваются только тогда, когда на них ока­зывают соответствующее воздействие [1]. Любой контакт младенца с окружающим миром опосредован значимым для него взрослым ок­ружением. Известно положение Дж. Боулби о том, что «для недифференцированной психики младенца необходимо влияние психи­ческого организатора — матери» [14]. Для полноценного развития ре­бенку недостаточно слышать речь или видеть предметы и живые объекты. Ему необходимо взаимодействие. Поэтому мама должна не только адресоваться ребенку, но и отвечать на его собственную ини­циативу. Именно недостаток взаимодействия становится основной причиной того, что в домах ребенка даже здоровые дети отстают в своем развитии уже в первом полугодии жизни [1, 19].

В проведенном исследовании именно неполноценность мате­ринской роли в основной группе явилась причиной отставания в психомоторном развитии и проявления неполноценного «комплекса оживления».

Нами выявлено, что в первой группе 40,5% детей имели прояв­ление синдрома вегетативных дисфункций в соматическом статусе, тогда как во второй группе их было в два раза меньше (21,5%) (разли­чия достоверны на уровне р≤0,05).

Анализ успешности женщин в роли матери выявил следующие различия между группами: женщины основной группы плохо знают причину плача своего малыша и поэтому неадекватно реагируют на нужды ребенка, следовательно, это затрудняет полноценное взаимодействие между матерью и ребенком. На первом месяце жизни лишь 11,0% матерей первой группы знали, что показывает ребенок своим плачем, в то время как во второй группе — 55,9%. К шестимесячному возрасту только половина матерей из первой группы научились понимать своего малыша, в то время как во второй группе этим овладели все женщины.

Также нами выявлены достоверные отличия в тактильной стимуляции ребенка, к которой были отнесены поглаживания, объятия, поцелуи ребенка. Оказалось, что в возрасте трех месяцев лишь 40,0% матерей из группы тревожных во время беременности ежедневно уделяют внимание поглаживанию своего малыша, тогда как в группе сравнения — 91,0% женшин. К шести месяцам наблюдается снижение этого показателя в обеих группах при сохранении достоверности различий (первая группа — 14,2%, вторая группа — 54,5%| женщин). Матери объясняли это тем, что ребенок стал больше сам заниматься игрушками, его можно оставлять бодрствовать одного, например, в «прыгунках». Однако такая тенденция не может удовлетворять специалистов (психологов, педиатров, педагогов), т.к. ласковое прикосновение родителей оказывает эмоционально-энергетическое воздействие на ребенка, приобретает значение социального одобрения, признания и любви окружающими его людьми. Отсутствие у ребенка в раннем детстве возможности испытать и самому проявить различные формы любви и ласки с близкими ему людьми нередко приводит к ощущению эмоциональной отчужденности, одиночеству не только дома с взрослыми, но и со сверстниками [13].

Во время общения с матерями замечено, что матери первой группы меньше разговаривают с ребенком, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.

В целом отмечено, что матери основной группы менее удовлетворены своим ребенком. Так, они достоверно реже (р≤0,01) рассказывают о том, какой хороший у них малыш, как в три, так и в шесть месяцев.

Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок» позволили распределить беременных женщин рассматриваемых групп на четыре подгруппы эмоционального переживания беременности: 1 — благо­приятная ситуация; 2 — незначительные симптомы тревоги; 3 — нали­чие тревоги и неуверенности; 4 — конфликт с беременностью (табл. 4).

Таблица 4

Распределение показателей рисуночного теста (%)

Группа Благоприятная ситуация Незначительные симптомы тревоги Наличие тревогии неуверенности Конфликт с беременностью
Первая 7,1 28,5 35,7 28,8
Вторая 13,6 59,0 22,7 4,5
р≤0,01 р≤0,01

Благоприятная ситуация отражена лишь в 7,1% рисунков бере­менных женщин основной группы и в 13,6% — группы сравнения. Благоприятная ситуация характеризуется тем, что на рисунках при­сутствуют мать и ребенок, возраст ребенка — младенческий, ребенок прорисован, находится на руках у матери.

Незначительные симптомы тревоги присутствуют у большин­ства женщин группы сравнения (59,0%), в рисунках беременных ос­новной группы отражены в 28,8%. В данных рисунках фигура ребен­ка изображена с изменениями соотношения. На рисунках присут­ствует муж или другие люди. Отмечается наличие других предметов. Ребенок находится в коляске, кроватке или держит мать за руку. Воз­раст ребенка соответствует раннему.

Наличие тревоги и неуверенности в себе преобладают в рисунках беременных первой группы (35,7%), среди второй группы встречается в 22,7% случаев. На рисунках данной группы присутствует большое количество дополнительных образов, тщательная прорисовка деталей одежды при недостаточной прорисовке своей фигуры, своего лица и лица ребенка, наличие схематизации, отсутствие совместной дея­тельности. Нарушены размеры фигуры ребенка.

В нашем исследовании обращает на себя внимание достоверность различий между беременными женщинами по выявлению конфликта с беременностью (р≤0,01). Так, признаки конфликта с беременностью встречаются в рисунках беременных основной группы в 28,8% случа­ев, тогда как в рисунках женщин группы сравнения — лишь у 4,5% бе­ременных. Признаки конфликта с беременностью характеризуются отсутствием на рисунке себя или ребенка или в замене на образы. Младенец либо спрятан в коляске, либо в животе у матери. Отмеча­ется наличие дистанции между фигурами матери и ребенка, наличие большого количества дополнительных предметов.

В рисунках обеих групп присутствует изображение матери и ре­бенка, но символических рисунков больше в основной группе бере­менных, размеры фигур матери и ребенка нарушаются чаще. Ри­сунков с изображением совместной деятельности больше в группе сравнения. Женщины второй группы уже идентифицировали себя с будущим ребенком и нацелены на общение с ним. В первой группе встречаются изображения ребенка без матери, большая дистанция в изображении фигур. Это может говорить о том, что беременные основной группы не воспринимают себя и ребенка как единое целое.

Таким образом, данная работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее обнаружива­ют его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство.
  2. Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги характеризуются в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмо­циональной неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуника­тивных функций в виде неполноценного «комплекса оживления» И синдромом вегетативных дисфункций.
  3. Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно кон­тактируют с ним, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт не­вербальными методами общения.
  4. Выявлена диагностическая значимость рисуночного теста, проводимого во время беременности, в прогнозе нарушения материн­ского поведения в дальнейшем.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражникова В.Г. Психология вашего младенца. — М.: АСТ, 1996.

2. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психоло­гический журнал. –2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51–56.

3. Батуев А.С., Соколова Л.В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ. — 1994. -Вып.2.-С. 82–102.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.

5. Брехман Г.И. Перинатальная психология// Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. — 1998. — № 4. — С. 49–52.

6. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологи­ческого состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 59–68.

7. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Независимая , 1998.

8. Добряков И.В. Перинатальная психология // Мир медицины. — 2000. -№ 5–6. — С. 45–46.

9. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93–102.

10. Драпкин Б.З. Психотерапия материнской любовью. — М.: ДеЛиПринт, 2004.

11. Журба Л.Т., Мастюкова Е.А, Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

12. Козловская Г.В., Баженова О.В. Микропсихиатрия и возможности коррекции психических расстройств в младенчестве // Журнал неврологии и психиатрии.- 1995. -№ 5. -С. 48–51.

13. Лопатина О.Г. Значение физического контакта с матерью в предуп­реждении нарушений поведения у ребенка // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 2. — Вып. 2. — С. 79–82.

14. Микуртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психи­атрия раннего детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.

15. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 16–25.

16. Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. — С. 18–33.

17. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец; психологическое взаимо­действие. — СПб.; Речь, 2003.

18. Пальчик А.Б. Эволюционная неврология. — СПб.: Питер, 2002.

19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. — СПб.: Пи­тер, 2005.

20. Смирнова Е.О., Радеева Р.П. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. — 1998. — № 1. — С. 105–116.

21. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительный подход // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 81–88.

22. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

23. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. — М.: АСТ, 2002.

24. Щукина Е.Г. Особенности семей, воспитывающих детей с ограни­ченными возможностями здоровья: пути решения // Современная семья: проблемы, пути становления и развития. Сборник статей. — Архангельск:-СГМУ, 2003.-С. 18–20.

25. Щукина Е.Г. Роль семьи в процессе ожидания ребенка // Вопросы пренатальной психологии. Метод. пособие. — Архангельск: СГМУ, 2003. —С. 5–10.

26. Еdе1тап G. Тhе Remembered Ргеsent: А Вiolоgiса1 Тhеоrу оf Соnsciousness. — N.-Y.: Ваsiс Вооkс, 1989. — Р. 44.

27. Fries М.Е. Longitudinal Study: Ргеnatal Реriod to Рагеnthood // J. of Аmеriсаn Psychoanalytic Association. — 1987. — Vо1. 25. — Р. 115–140.

28. FereirаА.J. Тhе Рrеgnant Wоmеns Еmоtiоnа1 Аttitude // Аmeriсаn J. оf Оrthopsyhiatrу. — 1980. — Vol. 30. — Р. 553–556.

29. НеrrеnL.R.. Тhе Аnхiеtу-Ргоnе Реrsоnаlitу // Тhе Вiolоgу оf Аnхiеtу. — 1982. — Р. 51–86.

30. РапthиrаатрhоrnСh. Ргеnаtа1 Infant Stimulation Рrоgram // Prenatal Реrсерtion / Еd. D. Вlum. — 1994. — Р. 187–220.

31. Vеrпу Т.R.. Рге- аnd Реrinаtа1 Рsуho1оgу: Аn Intoduction. — N.-Y.: Human Science Рrеss, 1987. — Р. 25. •

32. WardА.J. Ргеnаtа1 stress аnd сhildhооd рsуhораtо1оgу // Сhild Рsусhiаtrу and Нuman Dеvе1орmеnt. — 1991. — Vol. 22. — Р. 97–110.

Что делать при постоянной раздражительности и плаксивости?

Повышенная раздражительность отравляет радость от вынашивания ребенка, поэтому с ней необходимо бороться любыми доступными способами. Седативные препараты, успокаивающие нервную систему, врачи не рекомендуют принимать, так как они негативно влияют на эмбрион. Существуют простые способы снятия стресса и раздражительности, которые можно использовать в домашних условиях.

В первую очередь, необходимо откорректировать свой режим дня. От этого напрямую зависит настроение будущей мамочки и ее спокойствие. Если у женщины не будет достаточно свободного времени, которое она может потратить на себя, появится раздражительность.

Что необходимо сделать, чтобы улучшить свою нервную систему:

  1. Ежедневно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
  2. Каждый день совершать небольшие прогулки в парке, где достаточно свежего воздуха и отсутствуют вредные химические выбросы предприятий.
  3. Питаться небольшими порциями, но часто, около 4-5 раз в день.
  4. В рацион включить больше продуктов с повышенным содержанием витаминов.

В том случае, если работа связана с нервами, рекомендуется уйти пораньше в декретный отпуск. В период беременности стоит окружить себя людьми с позитивным взглядом на жизнь и избегать нытиков, которые всем недовольны. По возможности несколько раз в неделю заниматься специальной гимнастикой для беременных или йогой, которая благоприятно сказывается на психоэмоциональном фоне беременной женщины и снимает стрессовое состояние.

В том случае, если справиться самостоятельно с раздражительностью и тревожностью не получается, необходимо посетить психотерапевта, который даст грамотный совет и поможет избавиться от повышенной плаксивости.

Поскольку при тревожных состояниях мышцы напрягаются, появляется поверхностное дыхание, мозг испытывает нехватку кислорода. В этих случаях рекомендуется заниматься дыхательной гимнастикой. Как правило, в центрах матери и ребенка есть специальные группы, где под руководством тренера можно снять стресс путем правильного дыхания.

Успокоить нервную систему можно с помощью теплой ванны, куда добавляют эфирное масло, безопасное для ребенка и будущей матери. Рекомендуется зажечь свечи и включить успокаивающую музыку. Помогает избавиться от раздражительности занятие любимым делом. Рекомендуется чаще посещать салоны красоты и музеи, концерты, выставки. Беременность — прекрасная возможность вспомнить о своих хобби.

Если женщина любит вязать, можно смастерить комплект для будущего ребенка.

Переживания, связанные с периодом вынашивания ребенка, нельзя держать в себе. В этот период важно поделиться ими с близкой подругой, родственниками, мужем. Также важно при беременности отгородить себя от негативной информации, которая портит нервную систему и вызывает тревогу. В это время лучше смотреть комедии, романтические и детские фильмы. Благотворно влияет на эмоциональное состояние будущей мамочки прослушивание музыки, особенно классической.

Перед сном рекомендуется приготовить чай с мятой и выпить его мелкими глотками. Растение положительно воздействует на нервную систему и снимает приступы раздражительности.

Причины появления страхов во время беременности

Причины появления страхов при беременности могут быть самые разнообразные. Их можно разделить на два вида: объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся:

  • знание о наличии заболевания у себя или родственников, которое может быть передано по наследству;
  • неблагополучное течение предыдущей беременности, выкидыши.

Наличие таких причин говорит об известном происхождении страхов. Обсуждение их с лечащим врачом в значительной степени снизит переживания. Консультации, медицинские наблюдения и обследования, возможно, полностью избавят от опасений.

Субъективные причины связаны с такими индивидуальными особенностями женщины, как:

  • чрезмерная мнительность;
  • повышенная тревожность;
  • крайняя неуверенность в своих силах.

Страхи во время беременности могут развиваться на фоне этих субъективных причин и подогреваться жилищными или финансовыми проблемами, иногда не хорошими взаимоотношениями с отцом будущего ребенка. Свою лепту негатива вносят и мрачные рассказы рожавших подруг. Все это неблагоприятно влияет на развитие малыша, поскольку увеличивает чувство тревоги матери, может привести к бессоннице, истерике и депрессии. Поэтому развитие таких страхов надо пресекать.

Методы борьбы со страхами

В ожидании появления малыша чувство тревоги достаточно сильно мешает наслаждаться жизнью и готовиться к столь радостному событию. Необходимо стараться максимально сохранить душевное равновесие, не поддаваясь паническим атакам. В случае, если беременность является запланированной, причин для волнения намного меньше.

Будущие родители имеют возможность заранее пройти все обследования, проконсультироваться с врачами, чтобы предотвратить все неожиданности. В случае спонтанной беременности необходимо более тщательно проходить наблюдение у врачей. Курсы для будущих мам значительно помогут женщине в преодолении страхов и боязни родов.

В случае, если врачи не смогли помочь женщине преодолеть страхи, можно обратиться к узким специалистам. К ним относятся психотерапевты и медицинские психологи.

В основном в преодолении страхов самым трудным является осознание наличия проблемы. Предстоящие перемены не могут не волновать беременную женщину. Но если женщина постарается адекватно воспринимать ту или иную ситуацию, приводящую к тревоге и страху, то это будет большим плюсом для ее психического здоровья и здоровья будущего малыша.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Made on
Tilda