.
С развитием медицины и техники можно заметить, что дети не прогрессируют, а начинают деградировать. Аддиктивное поведение подростков является серьезной проблемой, принимающей эпидемиологический характер. Оно заключается в стремлении получить удовольствие, расслабление от определенного вида деятельности или употребления психотропных веществ. Без соответствующего лечения аддиктивное поведение подростков приводит к разложению личности, слабоумию.
Формы зависимости
Подростковые зависимости бывают двух видов:
- Химические. К этой форме относится употребление любых химических веществ, оказывающих влияние на психику. Среди таких веществ – алкоголь, наркотики, табак, кальян, нюхательные и курительные смеси, некоторые виды лекарств и ядов.
- Нехимические. Здесь – различные отклонения в поведении, приводящие к разрушению психики подростка. К нехимической форме аддикций относится огромное количество видов отклонений, наиболее популярные из них – игромания, зависимость от социальных сетей, нарушения сексуального поведения, трудоголизм, пищевые нарушения, экстремальные виды деятельности, мазохизм.
Аддиктивное поведение подростков зачастую приводит к серьезным последствиям, среди которых, например, тенденции к суициду или убийству, психические заболевания или личностная деградация. Важно вовремя разобраться в причинах отклоняющегося поведения, чтобы оказать подростку адекватную помощь.
Виды аддикций
Какие же виды аддикций известны современной психологической науке?
По сути человек может приобрести зависимость от чего угодно, если у него есть склонность и возможность удовлетворять свою потребность.
В современной психологической науке принято разделять зависимости на химические (физические) и поведенческие (психологические).
Химические
Человек достигает желаемого состояния путем употребления специальных веществ. В итоге возникает целый комплекс физиологических и психологических проблем. Встречается химическая аддикция следующих видов:
- Алкогольная. Уход от реальности осуществляется путем употребления спиртных напитков. Человек испытывает постоянную потребность в том, чтобы достигнуть состояния опьянения, в котором у него происходит изменение сознания.
- Наркотическая. Это употребление наркотических веществ, сильнодействующих медикаментов. Также сюда относится токсикомания. Подобный образ жизни оказывает губительное воздействие на организм, что нередко приводит к летальному исходу.
Поведенческие
Психологические зависимости проявляются в стремлении совершать постоянно определенные действия, которые позволяют получить желаемый результат.
Человек не может бороться со своей потребностью, потому что придает определенным ритуалам или поступкам сверхценное значение.
Выделяют следующие виды поведенческих аддикций:
- Игровая. Индивид на регулярной основе играет в казино, делает ставки на скачках, спускает деньги на игровые автоматы или лотерею. Он не только не может побороть свою потребность принимать участие в азартных играх, но и периодически повышает ставки в них. Соответственно, финансовые потери постоянно увеличиваются. Это закономерно приводит к раздражительности, потере жизненных ориентиров, появлению проблем на работе и в семье.
- Избегание. У индивида присутствует страх покинутости. Он старается под любыми предлогами избегать серьезных отношений, в результате которых может возникнуть опасная для него привязанность. Такой человек именуется аддиктом избегания в противовес предыдущему типу личности, являющемуся аддиктом любви.
- Трудоголизм. Индивид полностью уходит в работу, отстраняясь от близких людей. Излишняя сосредоточенность на профессиональных обязанностях объясняется не желанием достичь материального успеха, а потребностью в одобрении и признании. Также это может быть связано с намеренным стремлением абстрагироваться от собственных личных проблем. Трудоголизм можно рассматривать и с положительной точки зрения, если он используется с целью избавления от химических зависимостей. Человек занимает себя работой по максимуму, чтобы не думать пагубных пристрастиях.
- Компьютерная. Это одна из наиболее популярных зависимостей современного общества, приобретающая по-настоящему угрожающие масштабы. Интернет, который давно стал неотъемлемой частью жизни, полностью поглощает людей. Особенно большое воздействие он оказывает на молодежь.Современный гаджет позволяет любому молодому человеку постоянно пребывать в виртуальном мире. Это происходит в ущерб реальному общению с окружающими людьми.
- Спортивная. Данная аддикция с общественной точки зрения является одобряемым поведением. Человек, уделяющий много времени своему физической форме, производит впечатление уверенной и цельной личности. Но нередко излишняя увлеченность спортом перерастает в настоящее издевательство над собственным организмом, когда нагрузки становятся все больше и вместо здоровья спорт приносит только усталость.
- Шопоголизм. Это поведение нередко демонстрируют женщины, но встречается оно и у мужчин. Выражается зависимость в постоянном стремлении приобретать новые вещи, косметику, технику и т.д. Каждая покупка на некоторое время дает ощущение счастья, но далее вновь возникает потребность в посещении магазина и приобретении новой вещи. В итоге человек тратит огромные суммы денег на то, что ему даже не нужно.
- Пищевая. Основные виды расстройств пищевого поведения: анорексия, булимия, переедание. Индивид либо постоянно неумеренно ограничивает себя в пище, либо наоборот поглощает ее в огромных количествах. Излишняя концентрированность на вопросах еды часто является следствием имеющихся психологических проблем.
- Ургентная. Эта аддикция проявляется в постоянном ощущении нехватки времени на то, чтобы сделать важные дела. Человек внутренне все время испытывает напряжение, потому что боится не успеть решить запланированные вопросы.
Провоцирующие факторы
Любой поступок человека, в том числе – подростка, всегда обусловлен какими-либо причинами. В группе риска по формированию аддиктивного поведения в большинстве случаев оказываются дети, подвергающиеся насилию в семье, слишком ранимые, принимающие все близко к сердцу, воспитывающиеся в чрезмерной строгости или жестокости. Своим поведением подросток подсознательно привлекает к себе внимание и просит о помощи. Можно выделить 4 группы факторов, провоцирующих формирование аддикций.
Социально-экономические
Это факторы, связанные со слишком навязчивым предложением различных стимулов для развития аддиктивного поведения на мировом экономическом рынке. Активно распространяются гаджеты, алкоголь, наркотики, а это заставляет подростка смотреть на мир под определенным углом: он начинает хотеть все попробовать. Также в нашей стране большое количество социальных групп, в которых пропагандируется толерантность к спиртным напиткам, курению, ранним беременностям и легким наркотикам. Подросток, воспитывающийся в такой среде, воспринимает аддиктивное поведение как нормальное.
Конституционно-биологические
К этой группе причин формирования аддиктивного поведения относятся особенности психического развития подростка. В зоне риска дети с различными поражениями головного мозга – травмами, кровоизлияниями, сотрясениями, повышенным внутричерепным давлением, низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, умственной отсталостью. В эту же группу факторов можно отнести подростков с ярко выраженными акцентуациями характера гипертимного, эпилептоидного, истероидного, гипервозбудимого и неустойчивого типа. Чаще всего в этом возрасте встречается неустойчивый тип акцентуации, им трудно перейти от негативного настроения к положительным эмоциям, и они начинают использовать для этого психоактивные вещества (ПАВ).
Причины аддиктивного поведения
Выделяют биологические и социальные причины возникновения зависимостей.
К биологическим факторам относят в первую очередь генетическую предрасположенность.
Нередко у нескольких поколений в семье наблюдается склонность к перееданию, алкоголизму и т.д.
Другой вероятный биологический фактор — недостаточная активация в головном мозге центра удовольствия, в результате чего человек начинает восполнять дефицит положительных эмоций доступными способами.
К социальным причинам относятся следующие предрасполагающие факторы:
- отсутствие родительской опеки;
- недостаток эмоциональных контактов с родителями;
- стрессовая ситуация в семье;
- наличие у самих взрослых зависимостей.
Нередко предпосылками возникновения аддикции становятся особенности личности самого индивида: желание выделиться, эмоциональная скудность, низкие адаптивные способности, психологическая незрелость, беззащитность, потребность в острых ощущениях.
Этапы формирования
Формирование аддиктивного поведения у подростков происходит в четыре этапа:
- Первая стадия. Здесь ребенок в первый раз пробует алкоголь, ПАВ, игровые автоматы, компьютерные игры или другие виды аддикции. Это переломный момент: подросток допускает нарушение прежних запретов и границ.
- Удовлетворенность тем, что происходит. Подростку нравится получать удовольствие без приложения каких-либо усилий и ощущать принадлежность к определенной группе людей.
- Психическая зависимость. На этой стадии, при нехимических аддикциях ребенок, выполняя определенные действия, заставляет свой организм вырабатывать все больше и больше дофамина – гормона удовольствия. При химических видах аддикции, действующее вещество заменяет собой естественные нейромедиаторы, постепенно разрушая клетки мозга.
- Физическая зависимость. При ограничении аддиктивных действий подросток начинает испытывать настоящую физическую ломку.
Проявления
Главная цель аддиктивного поведения – желание адаптироваться к определенным условиям жизни или улучшение эмоционального фона. Может проявляться, как:
- нарушение пищевого поведения;
- сексуальные игры, оргии и пр;
- зависимость от азартных и компьютерных игр;
- наркомания;
- алкоголизм;
- сектантство, фанатизм военный, оккультный.
Первые три разновидности проявлений позволяют быстро достичь желаемого эффекта. Алкоголизм и наркомания приносят удовольствие только на второй стадии зависимости, потому как на первой, в основном, все индивиды ощущают побочные эффекты от потребления токсинов.
Сектантство и фанатизм любого вида позволяет человеку ощущать себя значимым, вовлеченным в серьезную деятельность. У подростка возникает ощущение, что у него появилась семья, которая с радостью принимает его таким, как есть, никогда не предаст.
Главные признаки аддикции:
- раздражительность;
- разрыв социальных связей;
- нарушения сна;
- снижение успеваемости в школе;
- курение.
Все эти симптомы являются сигналом, криком о помощи. При их наличии необходимо обратиться к врачу соответствующего профиля и пройти семейную терапию. Помните, что только семья может помочь ребенку справиться с его проблемами.
Последствия
Важно понимать, что такое аддиктивное поведение подростков, независимо от типа, приводит к разрушению клеток центральной нервной системы, особенно – головного мозга. Психика тормозит в развитии, возникают серьезные интеллектуальные нарушения, пропадает способность к решению даже самых простых задач. Подростки с аддиктивным поведением отказываются брать на себя какую-либо ответственность, постоянно лгут себе и другим. При химических зависимостях подрывается здоровье в целом, самое страшное – полное отмирание отдельных органов и систем, что не позволяет человеку вести обычный образ жизни. На последней стадии аддикции человек уже не испытывает удовлетворения от предмета удовольствия, а использует его только для того, чтобы избежать ломки.
Заключительная часть
Аддикция у подростков на сегодня является острой проблемой, которая приводит к деградации общества в целом. Главным инструментом борьбы с аддикцией должна стать профилактика, проводимая на уровне семьи, общеобразовательных учреждений и государства. В стране должны функционировать линии доверия и анонимные психологи, которых не будут бояться посещать школьники, не имеющие возможности решить свои проблемы в семье, школе, на улице.
Следует запретить пропаганду алкоголя и беспорядочного секса. Взрослые должны понимать, что от качественного поведенческого, психологического воспитания зависит будущее детей.
Методы лечения
Главный метод помощи подросткам при сформированных аддикциях – психотерапевтическая работа. При тяжелых случаях химической зависимости возможна госпитализация для выведения из организма опасных токсинов, помощи в переживании ломки, восстановления организма. После этого также подключается психотерапия.
На занятиях психолог помогает подростку найти настоящую причину его негативного поведения. Происходит укрепление психики за счет проработки различных жизненных аспектов прошлого и будущего, специалист учит ребенка жить так, чтобы жизнь не казалась катастрофой. Здесь применяется когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, методы групповой работы. Важно, чтобы ребенок ощущал поддержку других людей и понимал, что он в этой жизни – не один.
Профилактика
Профилактика аддиктивного поведения подростков заключается, в первую очередь, в создании благоприятной обстановки в семье. Ребенок с детства должен знать, что в семье его принимают таким, какой он есть, помогают в решении проблем и спокойно реагируют на ошибки.
Неплохо, если родители всегда знают, куда и с кем идет подросток. Это должно преподноситься не в виде подавляющего контроля, а в форме ненавязчивой заботы. Если просьба звонить и сообщать о своем месте нахождения и составе компании распространяется не только на ребенка, но и на всех членов семьи, то и подросток более охотно на это соглашается. То есть, перед ним должен быть пример: папа дошел до работы и позвонил маме сообщить, что с ним всё в порядке; мама отправилась к подруге и сообщила папе, где и с кем она будет.
Не стоит в целях профилактики с малых лет рассказывать ребенку негативном влиянии наркотиков, алкоголя, курения и прочих предметах зависимости. Говорить об этом стоит лишь тогда, когда ребенок сам об этом спросил, при этом не углубляться в подробности, а лишь четко отвечать на поставленные вопросы.
Еще одна немаловажная часть профилактики – отсутствие в семье пропаганды ПАВ. Лучше, если ребенок не будет слышать таких фраз, как «от одной рюмки ничего не будет», «сигареты не опаснее выбросов нашего комбината», «дядя Вася каждый день по 200 граммов в день пьет, и ничего, здоров как бык!», «при таких стрессах кто угодно закурит!». Подобные высказывания провоцируют формирования стереотипа о нормальности зависимого поведения.
Мои рекомендации
Аддиктивное поведение подростка намного легче предотвратить, чем исправить. Поэтому необходимо, чтобы ребенок с раннего детства осознавал свою значимость для родных, ощущал их заботу и любовь, знал, что они готовы прийти к нему на помощь в любой ситуации. С малых лет необходимо все объяснять ребенку: что хорошо, что плохо, как можно поступать, а как – не стоит, потому что будут определенные последствия.
Также важно демонстрировать ребенку положительное поведение, и не показывать примеров аддиктивного. Если родители курят, и при ребенке говорят, что сигареты – не страшнее конфеты, то с большой вероятностью он в будущем также заимеет такую привычку. Та же ситуация складывается, когда курящие родители оправдывают свое поведение стрессом или неприятностями: у ребенка формируется стереотип, что при жизненных трудностях необходимо прибегнуть к допингу.
Если родители слишком поздно заметили ошибки своего воспитания, и формирование аддиктивного поведения уже началось, лучшим решением будет обращение к психологу или психотерапевту за помощью. В этом случае хорошо, если работа будет вестись со всеми членами семьи.