Психические расстройства – это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов.
Психические расстройства органического происхождения
Виды психических расстройств:
Деменция при болезни Альцгеймера.
Характеризуется постепенным снижением когнитивных возможностей на фоне прогрессирующего дегенеративного заболевания и атрофических изменений в головном мозгу. Основные признаки: нарушение памяти, изменения личности, социальная дезадаптация, невозможность самообслуживания.
Сосудистая деменция.
Возникает из-за нарушения мозгового кровообращения. Чаще всего деменция развивается на фоне атеросклероза сосудов головного мозга. Развивается медленно. Основные признаки: постепенное объема кратковременной памяти, апатия, абулия.
Деменция при болезни Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейтцфельдта-Якоба.
Возникает из-за органического поражения коры и подкорковых мозговых структур. Характеризуется выраженными нарушениями интеллекта, рассеянностью внимания, снижением памяти, изменениями личности и поведения.
Органический амнестический синдром.
Характеризуется выраженным снижением кратковременной памяти, сниженной способностью к изучению новой информации, конфабуляциями. Обычно интеллект и личность сохранены.
Делирий.
Характеризуется нарушением сознания, дезориентацией, нарушением мышления и памяти, истинными галлюцинациями, нарушением сна, тревогой и вегетативными изменениями.
Симптоматические психические расстройства.
Сюда относятся нарушения, вызванные органическим поражением головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль).
В группу психических расстройств органического происхождения также относится:
- органическое бредовое расстройство;
- органический галлюциноз;
- органическое диссоциативное расстройство;
- органическое тревожное расстройство;
- органическое эмоционально-лабильное расстройство;
- расстройства личности органического происхождения.
Психотерапия
Психотерапевтическое лечение – неотъемлемый компонент в терапии психического расстройства. Если биологические методы направлены на восстановление физического баланса, то психотерапия работает с личностью пациента.
Всего существует около 700 видов различных направлений психотерапии. Среди них распространены:
- поведенческая терапия;
- рациональная;
- гештальт-терапия;
- психоанализ;
- психоэстетотерапия;
- творческие направления – арттерапия, музыкотерапия и т.д.;
- аутотренинги и многие другие.
Расстройства, связанные с приемом психоактивных веществ
Сюда относятся психические заболевания, которые возникают после приема алкоголя, опиоидных наркотиков, каннабиоидов, седативных и снотворных лекарств, кокаина и психостимуляторов, галлюциногенов, табака и летучих растворителей. Сюда относится множество синдромом и патологических состояний. Приведем основные виды:
Острая интоксикация. Обычно характеризуется тошнотой, рвотой, нарушением сознания, дезориентацией, головной болью, вегетативными нарушениями.
Абстинентный синдром. Характеризуется комплексном психических нарушений после длительного перерыва в приеме психоактивных веществ.
Острые психотические нарушения. Характеризуются галлюцинациями, бредовыми расстройствами, нарушением эмоций, заболеванием сознания во время или после приема психоактивного вещества.
Синдром зависимости. Характеризуется навязчивыми желаниями и действиями употребить новую дозу наркотика.
Амнестический синдром. Характеризуется выраженными нарушениями памяти на отдаленные или недавние события, нарушением восприятия времени и конфабуляциями на при или после употребления наркотика.
Диагностика
Установить расстройство психики может только специалист, для этого он всесторонне изучает жалобы и образ жизни пациентов, проводит обследование с помощью клинических методов.
Применение специальных опросников позволяет выявить нарушения тревожности, предрасположенность к депрессиям, аффективным расстройствам, агрессии.
Многие психологические методики, используемые в психиатрии, адаптированы для использования простыми людьми и выложены в интернете.
В настоящее время любой желающий может провести тест на психические заболевания онлайн и получить его интерпретацию. В сети находятся характерологический опросник К. Леонгарда, шкала тревоги Шихана, методика пятен-клякс Роршаха.
Однако, проводя такие тесты, люди должны понимать, что информация из них имеет ознакомительный и предположительный характер, точную расшифровку тестовых исследований может дать только врач.
Кроме этого, для диагностики причин психических отклонений могут потребоваться инструментальные методы:
- электроэнцефалограмма;
- рентген или МРТ головы;
- тесты на употребление психоактивных веществ;
- биохимический анализ крови.
Расстройства шизофренического спектра
Сюда относится:
- Шизофрения. Характеризуется грубыми нарушениями мышления, эмоций, воли и социальной жизни.
- Шизотипическое расстройство. Характеризуется социальной изоляцией, плоскостью эмоций, неадекватностью поведения.
- Хронический бред. Включает заболевания, которые проявляются только бредом.
- Острые и преходящие психозы. Проявляется временными острыми психотическими нарушениями с преобладанием бреда, галлюцинаций и расстройствами сознания.
- Индуцированный бред. Характеризуется тем, что бред возникает у психически здорового человека, но этот бред навеивается больным.
- Шизоаффективное расстройство. Характеризуется неадекватностью эмоциональных реакций и поведения, склонностью к социальной изоляции.
Как жить рядом?
Существует искушение полностью контролировать своего больного родственника. Однако гиперопекой вы лишаете его здоровую часть личности (а она, безусловно, есть) права хоть на какую-то автономию. Необходимо научиться разделять человека и его заболевание. Когда больной ведет себя агрессивно или неадекватно, поймите: сейчас это не ваш любимый сын, внук или муж. Это в нем говорит болезнь. Позже, «придя в себя», ваш близкий успокоится и сможет взаимодействовать с вами по-другому. В нашем обществе к психически больным относятся крайне настороженно. И именно поэтому вашему родственнику особенно важно чувствовать вашу поддержку и любовь, понимать, что вы принимаете его таким, какой он есть. И последнее: не пытайтесь себя наказывать, брать ответственность за случившееся. Вы не виноваты в произошедшем. Несмотря ни на что, жизнь продолжается.
Аффективные расстройства
Наиболее распространенные:
- Депрессия. Характеризуется сниженным настроением, низкой двигательной активностью и замедлением психических процессов.
- Биполярно-аффективное расстройство. Характеризуется чередованием депрессивного и маниакального синдромов.
- Сезонно-аффективное расстройство. Проявляется низким настроением и нарушением эмоций в осенне-весенний период года.
Синдром дефицита внимания
Это существенное отклонение в поведенческой и неврологической реакции. Чаще всего болезнь дает о себе знать в младенческом возрасте в ходе развития и прогрессирования болезни центральной нервной системы в случае повреждений мозга, а также по причине генетической предрасположенности. Признаки синдрома проявляются в виде различных изменений, в зависимости от типа заболевания. Всего существует три разновидности.
Импульсивный тип
Малыш, страдающий от такого расстройства, будет вести себя чрезмерно импульсивно, вспыльчиво и активно. Ему постоянно хочется двигаться, он не может усидеть на одном месте ни минуты. Ребенок тороплив и не может довести начатое дело до конца.
Такого малыша выделяет поведение в группе людей: он не может играть в командные игры, поскольку постоянно переключает свое внимание на другие вещи. Малыш может игнорировать запреты и лезть туда, где крайне опасно. Аналогичное поведение проявляется и во сне: ребенок крутится, беспокойно себя ведет, сбрасывает одеяло.
Дети, страдающие от этого недуга, не могут концентрировать внимание на одном предмете/вопросе. Они не в состоянии сосредоточиться на объекте, что мешает рациональному планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
На самом деле, крохе трудно собрать все услышанное в единую картину и сделать правильный вывод. При этом он все прекрасно понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной утрате личных вещей, нежелание решать задачи, предполагающие умственную нагрузку.
Комбинированный тип
Этот вид расстройства внимания является на практике наиболее распространенным. Он включает в себя все прежние виды болезни и ее признаки. Поэтому ребенок, заболевший таким недугом, является невнимательным и очень активным.
Поскольку симптоматика имеет яркую выраженность, распознать ее крайне легко и просто:
- легкая возбудимость;
- взбудораженность;
- быстрое отвлечение от дел;
- невозможность концентрации внимания;
- стремление перебить собеседника;
- рассеянность;
- болтливость;
- желание постоянно что-то делать.
Появляется данный недуг по причине генетической предрасположенности, заболеваний мозга и ЦНС.
Невротические расстройства
К неврозам относится:
- Обсессивно-компульсивное расстройство. Характеризуется навязчивыми мыслями и поведенческими актами.
- Группа тревожных расстройств. Характеризуются постоянным внутренним дискомфортом и напряжением, тревогой, ощущением надвигающейся беды или неудачи.
- Фобии. Сюда относятся иррациональные страхи, которые объективно не угрожают физическому здоровью человека.
- Нарушения, связанные со стрессом: посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения адаптации. Характеризуются невозможностью адаптироваться к изменениям, вегетативными нарушениями, недосыпанием, избеганием конфликтных ситуаций.
- Диссоциативные расстройства. Проявляются неврологическими нарушениями: паралич, парез, анестезия в частях тела, диссоциативным ступором, амнезией, фугой.
- Соматоформные патологии. Это психические нарушения, которые преобразуются в телесные симптомы. Чаще всего – психосоматические заболевания и мигрирующие боли по телу.
- Неврастения. Проявляется истощенностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, нарушением сна.
На каком основании гражданина могут поместить в психдиспансер?
Чтобы сдать человека в психиатрическую больницу без его согласия, необходимо иметь веские основания. Процедура регламентирована законом «О психиатрической помощи» в статьях 28-29. Есть несколько причин, по которым может потребоваться такое вмешательство:
- Наличие направления, выписанного врачом-психиатром.
- Обращение гражданина в приемное отделение псих.больницы за получением помощи.
Когда речь идет о помещении в стационар на основании личной просьбы, то документ подается в письменном виде. Когда в больницу необходимо поместить ребенка, согласие официального представителя требуется в обязательном порядке.
Поведенческие расстройства, связанные с физиологическими особенностями и физическими факторами
Список патологий:
- Расстройства приема пищи: нервная булимия, нервная анорексия, психогенная рвота, психогенное переедание, нервная орторексия. Нарушения характеризуются утратой контроля над количеством съеденной едой, навязчивым слежением за массой тела и внешней привлекательностью.
- Нарушения сна неорганического происхождения: бессонница, сонливость, расстройства режима сна, хождение во сне, ночные кошмары.
- Неорганические сексуальные нарушения: снижение либидо, отвращение к половым контактам, нарушение эрекции, преждевременная эякуляция, вагинизм, повышенное сексуальное влечение. Это функциональные нарушения: они возникают после ссоры, при эмоциональных сдвигах, недостатке сна.
- Психические патологии, связанные с послеродовым периодом. Характеризуются эмоциональными и поведенческими расстройствами после родов. Чаще – послеродовая депрессия.
Аутизм
Это сложный и малоизученный недуг, который на практике встречается достаточно редко. Его коварство состоит в том, что далеко не всегда можно сразу же заметить признаки поражения. Более того, иногда характерные проявления родители и медики списывают на особенности возраста. Ключевой признак болезни заключается в неспособности строить отношения с другими людьми, склонности к одиночеству, невозможности делиться собственными чувствами и эмоциями.
Такие детки проблематично расстаются со старыми привычками и не хотят привносить в свою жизнь что-то новое (например, менять распорядок дня). Иногда даже банальная стрижка в парикмахерской или перестановка мебели в квартире травмирует их психику. Поэтому больной ребенок стремится к тому, чтобы постоянно сохранять одну и ту же обстановку. Из-за отсутствия коммуникативных навыков могут развиваться проблемы с речевой функцией.
Аутизм – это заболевание, природа которого до конца не изучена, поэтому определить истинную причину его проявления проблематично. Большинство ученых предполагает, что проблематика связана с нарушением развития центральной нервной системы.
Проявление раннего детского аутизма может быть скорректировано, но для этого необходимо обратиться к опытным специалистам (логопедам, психиатрам, педиатрам), которые смогут без проблем установить контакт с малышом, причем занятия проводятся по различным направленностям – психике, поведению, развитию речи.
Причины развития
Ученые выдвинули большое количество гипотез касательно причинных факторов развития данного заболевания, общее их число составляет 30. Все они способствуют прогрессированию болезни, однако ни один из них не может выступать в качестве самостоятельной причины.
Известно, что чаще всего проявление признаков происходит в связи с врожденной патологией, базирующейся на недостаточности центральной нервной системы. Она образуется из-за генетической предрасположенности, аномалий хромосомного состава, нарушений нервной функции в случае патологической беременности или осложненных родов.
Расстройства личности (РЛ) и поведения
Список:
- Расстройства личности: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожно-уклоняющееся, зависимое, нарциссическое, пассивно-агрессивное.
- Изменения личности, которые не вызваны органическим поражением головного мозга. Возникает после сильных переживаний: автомобильная катастрофа, ранняя утрата близкого человека, перенесенное тяжелое соматическое заболевание.
- Расстройства привычек и влечений. Сюда относятся «мании»: пиромания, гэмблинг, лудомания, гомицидомания, бродомания. Характеризуется безудержным влечением к чему-то: огню, убийству, мелкому воровству.
- Патологии, связанные с половым самоопределением: трансексуализм, трансвестизм.
- Нарушения, связанные с сексуальными предпочтениями: фетишизм, вуайеризм, педофилия, некрофилия, зоофилия, эксгибиционизм, мазохизм, садизм, садомазохизм.
Примеры
Душевнобольные люди нередко становятся известными деятелями.
Так известно что знаменитый художник Винсент Ван Гог страдал шизофренией. Он страдал от мании величия, художника преследовали слуховые и зрительные галлюцинации. Он был склонен к агрессивному поведению и ажитации. В 37 лет деятель покончил с собой.
Известный немецкий философ Фридрих Ницше также страдал этим недугом.
Он был склонен к девиантному поведению, и почти 20 лет провел на лечении в различных психиатрических клиниках.
Михаил Васильевич Булгаков, известный советский писатель, страдал от психических расстройств на закате своей карьеры. В юности и молодости он активно увлекался морфином, что не могло не сказаться на состоянии здоровья писателя.
Также шизофреническое расстройство подозревают у другого великого российского автора — Николая Васильевича Гоголя.
Умственная отсталость
По старой классификации олигофрения у детей разделялась так:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Современная классификация выглядит так:
- легкая умственная отсталость – 50-69 IQ;
- умеренная умственная отсталость – от 35 до 49 IQ;
- тяжелая умственная отсталость – от 20 до 34 IQ;
- глубокая – до 20 IQ.
Олигофрения характеризуется сниженным или отсутствующим абстрактным мышлением, трудностью в установлении причинно-следственных связей, трудностями в самообслуживании, социальной дезадаптацией, эмоциональными нарушениями.
Симптомы
Только специалист может сказать, правда человек болен или он симулирует. Для того чтобы определить самому, нужно учитывать все признаки болезни в совокупности. Ниже представлены основные симптомы страшных психических заболеваний, по которым можно сделать вывод, что человек психически нездоров:
- бред;
- чрезмерная эмоциональность;
- мстительность и злость;
- рассеянность;
- уход в себя;
- безумие;
- алкоголизм и наркомания;
- галлюцинации;
- апатия.
Клинические особенности психического расстройства зависят от вида и причин, вызвавших его появление. В ряде случаев удается добиться восстановления психического здоровья ребенка, что позволяет ему вести полноценный образ жизни. Однако при некоторых патологиях нарушения психики накладывают на ребенка ряд пожизненных ограничений.
Умственная отсталость может быть выражена в легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенях тяжести. При умственной отсталости у ребенка наблюдается нарушение способности усваивать навыки и знания. Такие дети позже начинают ходить и говорить. Поведенческие реакции могут сильно отличаться от их сверстников.
Несмотря на то что в физическом плане такие дети не отстают от сверстников, у них есть ограничения в познавательной сфере. Они могут иметь скудный словарный запас и небольшой перечень навыков. Это связано не только с проблемами в обучении, но и с плохой памятью. Ребенок не может сосредоточиться на том или ином предмете. По мере взросления проявляется психический инфантилизм, когда внешне взрослый человек ведет себя как ребенок школьного или дошкольного возраста.
Симптомы психических расстройств у детей различны в зависимости от формы и степени отклонений. Также симптоматическая картина у годовалых деток, дошколят, учащихся начальных классов и у подростков различна.
Но, в целом, можно выделить несколько общих признаков того, что ребенок болен и срочно нуждается в лечении. Их можно определить в следующие группы:
- апатия (снижение интереса к окружающему миру), чередующаяся с повышенной активностью;
- необъяснимое чувство страха;
- невозможность концентрации внимания;
- синдром навязчивости;
- нелогичность и непоследовательность мыслей;
- склонность к меланхоличному настроению и философствованию;
- галлюцинации;
- тревожность;
- бессонница и сонливость.
Нарушение психологического развития
Список патологий:
- нарушение развития языка и речи: расстройства артикуляции, экспрессивной и рецептивной речи, афазия;
- нарушение навыков обучения: дислексия, расстройство арифметических навыков, нарушение понимания прочитанного;
- двигательные нарушения: патология координации, хорееподобные движения руками и ногами, отраженные движения, нарушение большой и мелкой моторики, синдром неуклюжего ребенка, диспраксия;
- общие патологии: аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, синдром гиперактивности и дефицита внимания, дезинтегративное расстройство детского возраста.
Не только у обычных людей есть самые опасные психические заболевания, но и знаменитости также имеют расстройства. Топ-9 известных людей, которые страдали или страдают от психзаболеваний:
- Бритни Спирс (певица) – страдает биполярным расстройством.
- Джоан Роулинг (автор книг про Гарри Поттера) – проходила курс психотерапии из-за продолжительной депрессии.
- Анджелина Джоли (актриса) – с самого детства сталкивается с депрессией.
- Авраам Линкольн (бывший президент США) – впадал в клиническую депрессию и апатию.
- Аманда Байнс (актриса) болеет биполярным расстройством личности, болеет и лечится от шизофрении.
- Мел Гибсон (актер) страдает маниакально-депрессивным психозом.
- Уинстон Черчилль (бывший премьер Великобритании) – периодически его постигала тяжелая депрессия.
- Кэтрин Зета-Джонс (актриса) – у нее диагностировано два заболевания: биполярное расстройство и маниакально-депрессивный психоз.
- Мэри-Кейт Олсен (актриса) – успешно излечилась от нервной анорексии.
Расстройства эмоций и поведения у детей и подростков
Сюда относятся заболевания, развивающиеся у детей или подростков:
- гиперкинетические расстройства: нарушение внимания и активности, гиперкинетическое поведение;
- патологии поведения: нарушенное поведение в семье, нарушение социализации, негативизм, антисоциальное детское поведение;
- смешанные заболевания: депрессивный синдром, тревожность, агрессивность, навязчивость или одержимость, синдром деперсонализации-дереализации, фобии, ипохондрия.
- тики: преходящие, хронические, комбинированные;
- специфические нарушения для детского возраста: ночное мочеиспускание, отсутствие аппетита, поедание несъедобных веществ, стереотипные движения, заикание, речь взахлеб.
Шизофрения
При шизофрении нарушаются процессы восприятия, мышления, страдает эмоциональная сфера. Болезнь развивается как у мужчин, так и женщин. В редких случаях диагноз ставят в детском возрасте.
Шизофрения характеризуется отсутствием вменяемости, нарушением речи, дезадаптацией.
Основной симптом заболевания — фантастический бред и слуховые галлюцинации.
При слабой выраженности симптомов пациенту ставится диагноз шизотипические расстройства. Выделяют следующие формы:
- параноидная — бред и галлюцинации;
- гебефренная — детское поведение, дурашливость;
- кататоническая — психомоторные нарушения;
- недифференцированная — психотическая симптоматика;
- постшизофреническая депрессия — устойчивое снижение настроения;;
- резидуальная — хроническое течение болезни;
- простая — отсутствие острых психозов.
Причины заболевания точно не выявлено. Психиатры сходятся во мнении, что шизофрения возникает под влиянием эндогенных воздействий. Если в семье имеется больной шизофренией, то риск возникновения болезни у близких родственников увеличивается на 10 процентов. Шизофрения в тяжелой форме ведет к дезадаптации, безработице, повышает риск суицида и депрессии. Лечение болезни осуществляет только врач-психиатр, расстройство может являться причиной поступления на инвалидность.
Лечение
Можно ли быстро вылечить депрессию у подростка и как вывести его из этого состояния?
Необходимо провести фармакологическое лечение. Применяются препараты из группы антидепрессантов. Это основа коррекции. Используется группа препаратов:
- Трициклические антидепрессанты вроде Амитриптилина и аналогичных по подгруппе. Дают выраженный эффект, но не обладают селективностью действия. Потому считаются сравнительно тяжелыми препаратами и провоцируют массу негативных явлений.
- Тетрациклические. Отличны по химическому строению. В то же самое время, не отличаются по фармакологической активности от трициклических препаратов. Используются при непереносимости или резистентности к средствам, названным выше.
- Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или СИОЗС. Ингибируют, то есть замедляют побочные процессы метаболизма нейромедиаторов. Селективны, как и следует из названия. Изменяют характер обмена серотонина, также есть препараты, влияющие на норадреналин, дофамин. Наиболее популярные наименования — Прозак, Флуоксетин.
В качестве дополнительной меры возможно применение препаратов лития, ингибиторов МАО. Иногда в качестве вспомогательной меры используется седативное (транквилизатор) или нейролептик типичного ряда (Аминазин, Галоперидол), особенно при психотической форме нарушения. Это поможет вывести подростка из депрессии.
Фармакологическая поддержка играет огромную роль, но без психотерапии смысла в лечении нет. Лечение депрессии у подростков предполагает проведение психотерапевтической коррекции. Используются следующие методы терапии:
Когнитивно-поведенческая терапия. Врач учит человека смотреть на проблему под другим углом. Нет необходимости в пессимистичной оценке, нужно рассматривать вопрос как временное препятствие и искать пути его преодоления. Или же изменить отношение. Такова основа терапии. Также выявляются негативные стереотипы и паттерны мышления, блокируются и перенаправляются в конструктивное русло. Межличностная методика, основана на фиксации, вербализации (произношении вслух) и проработке первичной причины депрессии. При возрасте от 16 лет и старше возможно проведение гипноза. Это методика, которая подходит для зрелой психики
Потому практикуется она не всегда и в любом случае с большой осторожностью.
Если развилась депрессия, что предпринять родителям на период реабилитации?
Нужно создать благоприятный эмоциональный климат, чтобы не провоцировать усугубления положения. Помочь молодому пациенту избегать стрессов, не критиковать и не форсировать события. Не давить. В то же время не позволять застревать в негативных мыслях и засиживаться в одиночестве слишком долго
Важно также следить за возможным поведением, чтобы не упустить попытку суицида. Все это позволит быстрее вернуться в норму
Булимия
«Лучшая подруга» анорексии. Они часто сопровождают друг друга, хотя булимия имеет другие симптомы. Если анорексик отказывается от еды, то страдающий булимией компульсивно переедает. Мозг не контролирует этот процесс, организм не знает чувство насыщения. После обильной трапезы подросток чувствует себя виноватым, и вызывает рвоту, пьет слабительное, мочегонное. В результате такого «режима» желудок патологически увеличивается в размерах, что негативно сказывается на работе внутренних органов. Если вы заметили, что после приема пищи ребенок постоянно уходит в туалет, поговорите с ним по душам. Если выяснится, что самостоятельно с проблемой не справиться, посетите специалиста.
Медикаментозная терапия
Тяжелые подростковые депрессии лечатся приемом антидепрессантов. Такие препараты достаточно опасны для неокрепшего организма, поэтому выбор препарата и дозы должен осуществляться только лечащим врачом. Ни в коем случае нельзя пытаться лечить депрессию с помощью любых препаратов самостоятельно. Для лечения подростков используют антидепрессанты последних поколений, с минимальным количеством побочных действий – амитриптилин, азафен, пиразидол и другие.
Также могут использоваться растительные седатики и транквилизаторы: адаптол, тенотен, настойки пиона, пустырника и валерианы.
Подростковая депрессия — это состояние детской психики, при котором наблюдается депрессивная триада (систематически пониженное настроение с присутствием негативных взглядов на все происходящее, потеря способности испытывать радость и двигательная заторможенность).
Подростковая депрессия в последнее время стала зачастую диагностироваться как отечественными, так и зарубежными психиатрами, однако эта тема остается незавершенной для научных изысканий.
Подростковая депрессия наблюдается в возрастном интервале от десяти до пятнадцати лет. На первые десять лет преподает 1,5 % от всех подростковых депрессий. Частота данного состояния зависит от контингента обследуемых деток, а также нестандартности диагностического подхода. Переход на новые классификации болезней не дает возможность сравнить показатели из разных стран. Германия, Австрия продолжают использовать понятия депрессивная фаза маниакально-депрессивной болезни, депрессия истощения, невротическая депрессия. США перешли на классификацию DSM-III, которая делится на три класса: дистимическое расстройство, большая депрессия, нарушения поведения с депрессивным настроением. Наши отечественные исследователи депрессивное состояние дробят на подвиды.
Признаки подростковой депрессии
Подростковая депрессия, имеет особенности, на которые необходимо обратить внимание родителям. Яркими признаками психического расстройства является частая беспричинная смена настроения и повторяющиеся конфликты в семье: ребенок отказывается общаться и участвовать в семейных мероприятиях, часто не разговаривает с родными и замыкается в себе
Внизу приведен список наиболее характерных признаков проявления депрессии в подростковом возрасте, наличие которых может свидетельствовать о начальной стадии заболевания :
1. Приступы «печали» и плаксивости. Чрезмерная чувствительность к своим неудачам. Снижение самооценки.
2. Чувство бесполезности и безысходности. Часто употребляются упаднические фразы примерно такого содержания: «У меня все очень плохо», «Все отвратительно, мне ничего не светит в будущем», «Зачем что-то делать, если все равно все бесполезно» ,«Не стоит и пытаться — у меня все равно это никогда не получится» и т. п. Могут проскальзывать повторяющиеся высказывания о смерти и мысли о суициде.
3. Упадок сил и частые жалобы на здоровье (сердечные и желудочные боли, головная и мышечная боль, постоянная усталость), сонливость. Это физиологические проявления депрессии.
4. Равнодушие, отсутствие мотивации в самых различных делах.
5. Замкнутость, игнорирование любого общения (с друзьями, с родными), демонстративный отказ участвовать в мероприятиях (в школе, дома). Часто подросток перестает посещать секции, кружки, в которые с удовольствием ходил годами.
6. Серьезные перемены в режимах питания и сна. Может развиться бессонница и чрезмерное увлечение углеводосодержащей пищей, например, конфетами или сладкими пирожными и булочками (особенно часто этот признак встречается у девочек-тинейджеров). Может наблюдаться и резкое снижение аппетита.
7. Раздражительность, немотивированные проявления гнева и враждебности. Иногда подросток проявляет агрессию, не контролируя себя, ввязывается в рискованные мероприятия и опасные авантюры. Возможны эксперименты с сигаретами, алкоголем, интерес к наркотикам и плохим компаниям.
8. Инертность, неспособность сосредоточиться, ведущая к ухудшению успеваемости в школе.
Нервная анорексия
Отсутствие аппетита и нежелание принимать пищу чаще развивается у девочек, чем у мальчиков. Анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и симптомом (например, дизморфофобии). Нервную анорексию ВОЗ приравнял к психиатрическим расстройствам. Причинами выступают:
- генетика (нарушение в генах, отвечающих за выработку гормонов);
- избыток веса вследствие дисфункции нейромедиаторов;
- низкая самооценка;
- стремление к превосходству над сверстниками (я лучше, так как я худее);
- психологическая защита (если имели место быть оскорбления по поводу веса);
- желание подражать знаменитостям.
Диагностировать нервную анорексию можно по:
- значительной потере веса;
- постоянному «сидению» на диетах;
- пропускам ужинов;
- питанию только низкокалорийными продуктами;
- прекращению социализации (так как в гостях и на встречах с друзьями часто предлагают еду);
- низкой активности, сонливости;
- отсутствию месячных у девушек;
- перепадам настроения.
Запущенные формы анорексии сказываются на здоровье сердца, это может привести к его остановке. Недостаток питательных веществ приводит к нарушению работы всех органов. Необходимо убедить подростка в целесообразности визита к психотерапевту. Родителям обязательно нужно контролировать назначенное лечение, так как часто юноши и девушки, страдающие этим заболеванием, только делают вид, что следуют рекомендациям.
Профилактика
Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.
Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.
Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.
Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:
- Здоровый образ жизни.
- Отказ от вредных привычек.
- Занятия спортом.
- Активная общественная жизнь подростка.
- Хобби, общение с друзьями.
- Поддержка родителей.
- Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.
Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.
Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:
- Соблюдение режима труда и отдыха.
- Избегание стрессов.
- Занятие спортом или хобби.
- Нормализация питания.
- Прием витаминов.
- Полноценный сон.
- Своевременное лечение вирусных заболеваний.
- Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
- Прохождение санаторно-курортного лечения.