Каждый день человек совершает массу целенаправленных действий. Часть из них выполняется автоматически, часть требует осознанного алгоритма и плана, по которому данные действия должны быть воспроизведены. В большинстве случаев мы не задумываемся над тем, как и почему это происходит. Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать.
Возможность осмысленной повседневной деятельности носит название праксиса. Другими словами, праксис (от латинского «praxis») – это способность человека выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.
Данная активность относится к высшим психическим функциям и приобретается в процессе жизнедеятельности при накоплении определенного индивидуального опыта.
В результате ряда патологических состояний возможна утрата навыков осознанных целенаправленных движений. Такое расстройство носит название апраксии («apraxia»). Истинный синдром нарушений праксиса может быть диагностирован только при условии, что отсутствуют параличи, координаторные нарушения, расстройства вестибулярного аппарата. Последние также могут препятствовать целенаправленным двигательным актам, но не являются проявлением патологии высших психических функций. Симптомы подобных нарушений исключают расстройства праксиса, если проявления болезни могут быть объяснены имеющимся очагом поражения (например, пирамидного пути или мозжечка).
Впервые понятие апраксии было использовано в научной литературе филологом Х. Штейнталем в 1871 г, однако подробное описание подобных расстройств было выполнено несколько позже в начале XX века немецким врачом Г. Липманном.
Виды
Апраксия — это неврологическое заболевание, которое имеет большое количество разновидностей. Каждый вид данной патологии отличается своей индивидуальной симптоматикой, а также локализацией очагового поражения тканей головного мозга.
Апраксия в логопедии. Виды заболевания.
При этом развитие болезни может быть обусловлено негативным влиянием различных факторов.
Лобная
Лобная апраксия отличается поражением префронтальных участков коры головного мозга в лобной доле. Заболевание характеризуется тяжелым нарушением выполнения сложных и последовательных движений. При этом данный вид апраксии может носить ограниченный или тотальный характер с дисфункцией отдельных групп мышечных волокон, либо же с абсолютной неподвижностью конечностей. Лобная апраксия может развиться в качестве последствия инсульта или тяжелых травм черепа.
Моторная
Моторный вид апраксии характеризуется тем, что ребенок в состоянии самостоятельно сформировать план действий по выполнению тех или иных задач, но не способен полноценно реализовать функции отдельных элементов опорно-двигательного аппарата. В данном случае больному требуется помощь посторонних лиц (например, поднять игрушку или переместить любой предмет окружающей среды).
Премоторная
Премоторная апраксия возникает у детей, которые имеют признаки поражения премоторных участков коры головного мозга. При более детальном обследовании больного обнаруживается, что у ребенка присутствуют симптомы инертности и отсутствия автоматизации движений. Дети с премоторной апраксией могут выполнять элементарные двигательные акты, но лишены возможности преобразовывать их в более сложные действия.
Кортикальная
Этот вид апраксии развивается в случае поражения тканей доминантного полушария головного мозга.
В данном случае патологическое состояние ЦНС может проявляться нарушениями двигательной активности конечностей или группы мышц только с одной стороны тела.
Билатеральная
Билатеральная апраксия является результатом тяжелого двустороннего поражения полушарий головного мозга. В данном случае основной очаг патологии локализуется в теменной области ЦНС. Заболевание характеризуется множественными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Акинетическая
Акинетическая апраксия — отдельный вид данного неврологического расстройства, при котором страдают психомоторная активность ребенка. Основным проявлением патологии является полное или частичное отсутствие побуждения ЦНС к активным движениям, выполнению тех или иных действий, которые необходимы для достижения поставленных целей. Данный вид заболевания обнаруживается в ранний период развития ребенка.
Амнестическая
Амнестическая апраксия характеризуется полной или частичной утратой способности к выполнению самостоятельных произвольных действий. При этом ребенок активно подражает поведению взрослых и других детей, находящихся в его ближайшем окружении.
Данный вид патологии отрицательно влияет не только на физическое развитие больного, но также приводит к нарушению психомоторных и когнитивных функций головного мозга.
Идеаторная
Идеаторная апраксия отличается тем, что из-за очаговых поражений определенных участков ЦНС ребенок не в состоянии самостоятельно наметить четкий план действий по выполнению поставленных задач. Симптомы данной патологии проявляются особенно ярко, когда дети с подобным диагнозом, пытаются реализовать двигательные акты сложного типа.
Идеокинетическая
Идеокинетическая апраксия — это неврологическое расстройство, при котором ребенок способен выполнять случайные движений отдельными частями тела или группами мышц, но при этом не может осуществить простые действия, перерастающие в более сложный двигательный акт. По симптоматике проявления данный вид заболевания напоминает детский церебральный паралич с признаками периодической ремиссии.
Кинестетическая
Кинестетическая апраксия развивается у детей, которые имеют повреждения постцентральной части ЦНС с распространением патологии на доминантное полушарие мозга. Данный вид заболевания приводит к нарушениям, связанным с выполнением произвольных движений. Ребенок не может самостоятельно принять решение о том, какие действия, ему необходимо выполнять в конкретной ситуации.
Конструктивная
Конструктивная апраксия затрагивает когнитивные функции головного мозга. Ребенок с подобным видом неврологического расстройства не способен самостоятельно сложить отдельный предмет из его составляющих частей. Например, собрать разноцветный кубик, либо же элементарную картинку, состоящую из нескольких пазлов.
Апраксия
Данный вид заболевания развивается у детей, которые имеют очаговые поражения коры головного мозга в парието-окципитальной области. Чаще всего в зоне прогрессирующего патологического процесса оказывается правое полушарие. Апраксия одевания характеризуется тем, что у ребенка полностью или частично отсутствует способность к самостоятельному одеванию.
Оральная апраксия
Апраксия оральная — это целый ряд нарушений двигательной активности лицевой мускулатуры, моторики губ и тканей языка, что в конечном итоге приводит к отсутствию или неправильному развитию речевого аппарата. В логопедии данный вид патологии считается тяжелым заболеванием, которое трудно поддается лечению.
Выраженность оральной апраксии зависит от масштабов поражения центров головного мозга.
Пространственная
Данный вид неврологического расстройства отличается тем, что по мере взросления ребенка у него не происходит развитие способностей ориентироваться в окружающем пространстве. Эта патология может сопровождаться приступами головокружения, отсутствием понимания простых вещей, которые необходимы для самостоятельного передвижения. Например, ребенок уже достаточно взрослого возраста, не может осознать, где находится правая или левая сторона.
Апраксия ходьбы
Апраксия ходьбы — это неврологическое расстройство, при котором у ребенка сохранены функции всех элементов опорно-двигательного аппарата, нет симптомов вестибулярных расстройств, но при этом наблюдаются явные признаки нарушения ходьбы. Подобная патология встречается у детей с локальными поражениями лобной доли головного мозга.
Симптомы и признаки
Апраксия в логопедии — это нарушение функций отельных центров головного мозга, которые отвечают за моторику лицевой мускулатуры, синхронную подвижность губ и тканей языка. Первые признаки патологии проявляются на ранних этапах развития ребенка, а также зависят от его возраста.
У детей младше 3 лет
У ребенка данной возрастной группы основными признаками апраксии являются следующие отклонения в развитии речевого аппарата:
- в младенчестве дети с этой патологией не лепечат, а также не предпринимают никаких других попыток к звуковому выражению своих эмоций;
- первые простейшие слова появляются слишком поздно, либо же полностью отсутствуют несмотря на то, что в силу своего возраста ребенок уже должен их произносить (например, мама, папа, баба);
- при попытке заговорить ребенок с оральной апраксией способен воспроизвести лишь несколько согласных или гласных звуков, которые неразборчивы и не напоминают слова;
- во время изречения звуков ребенок делает слишком длинные паузы;
- при наличии оральной апраксии легкой степени ребенок способен воспроизводить отдельные простые слова, но при этом заменяет сложные к произношению звуки на более легкие.
Оральная апраксия у детей данной возрастной группы может сопровождаться самовольным изменением структуры слова. Например, когда ребенок произносит названия предметов так, как ему более удобно выговаривать буквы, из которых они состоят. Наличие подобной симптоматики должно стать первым тревожным сигналом для родителей ребенка и воспитателей детского сада. В данном случае требуется немедленное привлечение логопеда.
У детей старше 3 лет
Апраксия в логопедии — это дисфункция центров головного мозга, которые отвечают за полноценную работу речевого аппарата.
У детей возрастом старше 3 лет симптоматика данной патологии проявляется следующим образом:
- ребенок делает непосредственные ошибки в процессе воспроизведения звуков, которые не являются признаками возрастной незрелости;
- дети с подобным заболеванием понимают язык окружающих людей, осознают значение слов, которые произносятся в их адрес, но при этом не могут повторить сказанное;
- присутствуют выраженные признаки подражания в воспроизведении услышанных слов, в процессе которого данная речь является более ясной, чем слова, произнесенные после осуществления самостоятельного умозаключения;
- сверхчувствительность или же слишком низкая чувствительность тканей, расположенных в области уголков рта;
- во время реализации попытки сказать слово или воспроизвести звук ребенок нащупывает отдельные части лица, касается поверхности губ, что указывает на полную или частичную дисфункцию моторики данных частей тела;
- плохое усвоение информации, которая поступает со стороны близких людей или преподавателей общеобразовательного учреждения;
- нарушение мелкой моторики верхних конечностей;
- при частичной оральной апраксии ребенку удается выговаривать простые и короткие слова, но в тот же момент он сталкивается с существенными трудностями во время проговаривания сложных словосочетаний (способность построения предложений практически отсутствует).
Вышеперечисленная симптоматика может усугубляться в момент волнения или же присутствия нового человека в ближайшем окружении ребенка. Дети старше 3 лет, которые страдают от легкой степени оральной апраксии могут иметь интонационно неправильную, прерывистую или сильно неразборчивую речь. Достаточно часто у детей с признаками патологий речевого аппарата присутствуют другие нарушения развития. Например, проблемы с освоением чтения, письма, дисфункции мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
Причины
Апраксия в логопедии — это неврологическое расстройство, которое должно быть обнаружено, как можно раньше. Основной причиной развития данной патологии является наличие очагового поражения участков ЦНС, отвечающих за подвижность мускулатуры лица, губ и языка.
Развитие подобного заболевания может спровоцировать негативное воздействие следующих факторов:
- повреждение головного мозга плода инфекционными микроорганизмами, которые смогли преодолеть плацентарный и гематоэнцефалический барьер;
- поражение центральной нервной системы химическими или биологическими веществами, которые обладают выраженными токсическими свойствами;
- родовая травма черепа, либо же повреждения мозга, полученные в результате падения с большой высоты, ударов;
- патологическое влияние наркотических веществ и спиртных напитков, если мать ребенка имела пагубные зависимости на протяжении всего периода внутриутробного развития плода;
- аномалии внутриутробного развития;
- генетическая предрасположенность, если подобные патологии коры головного мозга ранее встречались у кровных родственников родителей ребенка.
Причины оральной апраксии или другого вида данного заболевания могут быть определены врачом-невропатологом на стадии предварительного обследования ребенка в части установления природы происхождения дисфункций речевого аппарата.
Патофизиология апраксий
Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:
- Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
- Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
- Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.
Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.
Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.
Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.
В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:
- острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции;
- эпилепсия;
- последствия перинатальной патологии нервной системы.
Диагностика
Диагностика апраксии проводится с участием аудиолога и логопеда. Специалист первого профиля оценивает уровень слуха ребенка, чтобы исключить патологии внутреннего уха, наличие которых влияет на качество развития речевого аппарата. После этого к обследованию больного приступает сертифицированный логопед, который имеет практический опыт работы с детьми, страдающими от апраксии.
В таблице ниже описаны основные виды методик обследования, которые используются для постановки окончательного диагноза:
Вид диагностики оральной апраксии | Принцип проведения обследования |
Оценка устно-моторных функций | Проведение устно-моторной оценки предусматривает диагностику признаков низкого тонуса мышечных тканей, отвечающих за подвижность отдельных участков лица, губ, нижней челюсти или корня языка. Во время диагностики логопед просит ребенка показать, как он перемещает язык из правой в левую сторону, может ли коснуться его кончиком к поверхности неба. Оценка уровня координации движений всех элементов речевого аппарата выполняется путем повторения сложных словосочетания или воспроизведения ряда звуков. Например, быстрое произношение скороговорок, либо же простых слов в виде «пах-тух-ках». В тот момент, когда ребенок воспроизводит тестовые слова и звуки, логопед следит за подвижностью губ, языка и мускул лица пациента. |
Мелодика речи | Оценка мелодики речи является одним из этапов комплексной диагностики детей с признаками данного заболевания. Специалист внимательно вслушивается в слова и звуки, которые воспроизводит ребенок, уделяя особое внимание правильности составления слогов. Основной целью проведения оценки мелодики речи является определение способностей пациента к формированию предложений различного типа (вопросительные, повествовательные). |
Речевые звуки | Данный метод диагностического обследования, который также проводится логопедом, предусматривает проведение оценки способности к произношению согласных и гласных звуков. Специалист просит ребенка воспроизвести отдельные слова, в которых содержится наибольшее количество звуковых комбинаций. По результатов общения составляется соответствующее заключение о наличии или отсутствии оральной апраксии. В случае подтверждения данного диагноза оценивается степень тяжести неврологического расстройства. |
Средняя стоимость комплексного обследования у логопеда составляет 1100 руб. Продолжительность диагностики ребенка на предмет наличия апраксии варьируется от 45 мин. до 1 ч.
Методы лечения
Апраксия в логопедии — это полная или частичная дисфункция речевого аппарата, которая исключает полноценное развитие ребенка. Основным и единственным методом лечения оральной апраксии являются регулярные занятия с сертифицированным логопедом. Для достижения положительного эффекта по снижению выраженности патологической симптоматики, а также улучшения речи, ребенок должен посещать от 3 до 5 терапевтических сеансов в неделю.
Занятия с логопедом проводятся по индивидуальной схеме в зависимости от тяжести апраксии или клинических проявлений данного расстройства.
Например, если ребенок не выговаривает определенный набор звуков, то специалист составляет план занятия так, чтобы делать акцент на воспроизведение слов, где присутствует дефектное звучание. Кроме того, регулярные занятия с логопедом позволяют предотвратить атрофию мышц, отвечающих за мимику лица, подвижность губ, языка или нижней челюсти.
Продолжительность терапии зависит от динамики восстановления нормальных функций речевого аппарата ребенка. Средняя стоимость 1 занятия с логопедом составляет 700 руб.
Профилактика заболевания
Не существует специфических методов профилактики этой проблемы. Для того чтобы снизить вероятность развития нарушений гемодинамики мозга, рекомендуется:
- отказаться от вредных привычек, таких как употребление алкоголя и курение;
- вести здоровый образ жизни (заниматься спортом, соблюдать режим сна и бодрствования, бывать на свежем воздухе не менее 2х часов в день);
- питаться рационально (отказаться от от маринадов, избытка приправ и жиров в пище, есть как можно больше фруктов и овощей);
- контролировать артериальное давление;
- при обнаружении проблем со здоровьем обращаться к врачу в положенное время;
- проходить профилактические осмотры у доктора 1 раз в 6 месяцев.
Возможные последствия и осложнения
Отсутствие лечения, направленного на восстановление и улучшение качества речи ребенка, грозит развитием следующих осложнений и негативных последствий:
- нарушение социализации ребенка;
- прогрессирование дисфункции мускулатуры лица, которая отвечает за подвижность нижней челюсти, губ и языка (данное осложнение только усугубит уже имеющиеся признаки оральной апраксии);
- необходимость в получении индивидуального образования в связи с отсутствием способности к воспроизведению слов, правильному построению предложений;
- отсталость в физическом и умственном развитии;
- отсутствие навыков коммуникации со сверстниками и другими окружающими людьми;
- появление склонности к агрессии, возникновение порывов ярости и признаков нестабильного психоэмоционального состояния, обусловленного ограниченными возможностями к выражению мыслей;
- развитие комплексов и неуверенности в себе, которые появляются у ребенка из-за неправильного воспроизведения слов и звуков, а также насмешек со стороны других детей;
- сохранение дефектов речевого аппарата, которые остаются с детьми на всех этапах их взросления, существенно снижая его качество жизни.
Апраксия — это тяжелое неврологическое расстройство, которое развивается из-за очаговых поражений отдельных участков ЦНС. В логопедии данное заболевание характеризуется оральной апраксией, симптомы которой проявляются нарушениями подвижности мышечных тканей лица, отвечающих за синхронное взаимодействие губ, нижней челюсти и языка.
Основным признаком проявления этого заболевания является то, что у ребенка полностью или же частично отсутствуют способности к воспроизведению большинства звуков и слов. Диагностикой патологии занимается аудиолог и логопед.
Как это выглядит?
Признаки апраксии:
- отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
- затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
- отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
- затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
- нарушения при ходьбе;
- человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
- отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.