Особенности написания психолого-педагогической характеристики на ученика основной школы

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Понятие и суть

Психологическая характеристика личности — портрет индивида, описанный с точки зрения понятий психологии. Выражения должны быть понятными.

Личность — социальная сущность индивида, становление которой происходит при освоении общественных форм сознания, поведения. Личность может проявлять активную жизненную позицию, выбирать, проводить оценку действий.

Психологи рассматривают личность как нечто цельное. Даже единое целое делится на три блока:

  • задатки, способности, которые определяют возможности личности;
  • мотивы поведения, мировоззрение, интересы, склонности, убеждения;
  • характер, темперамент, другие особенности.

Характеристики:

  • активность;
  • единство;
  • устойчивость.

Психические проявления нестабильны. Психологический склад остается неизменным. У психологов есть возможность просчитывать некоторые изменения поведения, чтобы предвидеть как человек поведет себя в определенной ситуации.

Задача — узнать особенности человеческого развития, распознать задатки, таланты, чтобы подобрать методику обучения или выбрать профессию.

Становление личности

Человек формируется в определенных условиях социума, заложенного годами и поколениями. Поведенческая роль личности всегда связана с требованиями общества. Социум диктует следовать его модели поведения. Позже рассмотрим, какие этапы проходит личность в процессе своего формирования. У каждой личности есть еще и своя модель поведения, некая движущая сила, толкающая к внутренним противоречиям. Каждый стремится удовлетворить свои потребности, которые, как правило, постоянно растут. Гармоничная и развивающаяся личность легко справляется своими потребностями, покоряя новые вершины.

Что учитывается при определении качеств?

Чтобы определить психологические характеристики, необходимо учитывать способности, таланты, интересы, особенности характера, тип темперамента. Только при обобщении этих данных можно составить характеристику личности.

Интересы индивида

Интерес — внимание индивида к объекту. Зависимо от заинтересованности, определяется положение индивидов, отдельных социальных групп в обществе.

Интересы классифицируются по нескольким факторам:

  • по направленности они делятся на духовные, политические, социальные, экономические;
  • по носителю делятся на групповые, индивидуальные, общественные.

Многие путают понятие интереса со склонностью. Склонность — это направленность к действиям, а заинтересованность — к предмету.

Способности и таланты

Способности — свойства личности, позволяющие субъекту постигать какой-либо вид деятельности. Образуются способности из задатков, развиваются благодаря обучению. Задатки обуславливаются генами, способности — развитием.

Виды способностей:

  1. Интеллектуальные — возможность получать, сохранять информацию, применять полученные знания на практике.
  2. Логико-математические — способности людей к познанию точных наук. Актуальны для экономистов, математиков, физиков, программистов, профессиональных игроков в азартные игры, бухгалтеров.
  3. Конструктивно-технические — присущи субъектам, которые умеют развивать новые технологии, улучшать старые механизмы для упрощения жизни новых поколений.
  4. Творческие — зависят от развитости фантазии. Люди с творческие способностями умеют визуализировать эмоции, мысли, переживания.
  5. Межличностно-коммуникативные — позволяют быстро налаживать контакты с людьми. Выражаются высоким уровнем эмпатии. Присущи психологам, бизнесменам, журналистам, политикам.
  6. Физические — люди с такими способностями умеют использовать возможности собственного тела. Становятся выдающимися спортсменами, военными, танцорами.
  7. Музыкальные — позволяют чувствовать ритм, самостоятельно воспроизводить мелодии, составлять собственные произведения.
  8. Литературные — творческие способности, позволяющие людям охватывать сочинять оригинальные сообщения, произведения.

Талант — способности, которые проявляются у личности ярче всего. Для реализации талантов, нужна совокупность удачного стечения обстоятельств, личное развитие, постоянная практика.

Виды талантов:

  • слуховые — присущи лингвистам, музыкантам;
  • телесно-кинетические — свойственны танцорам, спортсменам;
  • межличностные — проявляются у политиков, актеров;
  • математические, логические — свойственны программистам, аналитикам, ученым, математикам;
  • пространственные — присущи художникам, дизайнерам;
  • лингвистические — свойственны журналистам, ораторам, писателям;
  • эмоциональные — характерны для философов;
  • взаимодействия с природой, животными — свойственны фермерам, дрессировщикам, земледельцам, ветеринарам.

Характер и темперамент

Характер — совокупность качеств, которые проявляются у субъекта по отношению объектам, явлениям внешнего мира. Изменяется, формируется в процессе жизни.

За время развития психологической науки многие ученые пытались классифицировать особенности характера. Самым известным разделением на виды является классификация Карла Юнга:

  1. Интровертированный тип. Такие люди сконцентрированы на собственных переживаниях, интересах. Мнение других не учитывают. Замкнутые, необщительные, умеют проводить самоанализ. Плохо адаптируются к изменяющимся ситуациям окружающего мира.
  2. Экстравертированный тип. Личности, которые уделяют большее внимание окружающим. Коммуникабельные, импульсивные, инициативные, не могут длительное время удерживаться от общения с окружающими. Быстро привыкают в изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Темперамент — совокупность психических свойств, которые оказывают воздействие на деятельность, поведение личности. Зависит от работы нервной системы. Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники — жизнерадостные, уравновешенные люди, которые оптимистично относятся к любым жизненным ситуациям. Общительные, умеют поднять настроение окружающим. Легко приспосабливаются к изменениям, легко переносят сложности.
  2. Флегматики — сдержанные, спокойные, рассудительные люди. Не любят изменений, тяжело переживают смену обстановки, негативно относятся к нарушениям зоны комфорта. Во время сложных ситуаций, проявляют излишнюю пассивность, вялость. Сдерживают себя при стрессе и общении с другими индивидами, не любят пустословия.
  3. Холерики — смелые, агрессивные, несдержанные, азартные. Любят активную, интересную работу, проявляют трудоголизм, если в этом заинтересованы. Не умеют ждать, нетерпеливы. Прирожденные лидеры, которые склонны к агрессивным действиям для достижения собственных интересов.
  4. Меланхолики — чувствительные люди, которые болезненно переносят любые неудачи. Не умеют адаптироваться к изменениям. Постоянно проявляют пессимизм, ревнивы, подозрительны. Любят творческую работу, превыше всего ставят собственные интересы. Не любят общаться, больше времени проводят в одиночестве.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Методы определения

Чтобы получить интересующую информацию, исследователи применяют различные методики:

  1. Внешнее наблюдение. Целенаправленная методика, которая необходима для получения информации о проявлениях психики, поведении субъекта. Для наблюдения необходимы расходы средств, времени, подготовка.
  2. Интроспекция или самонаблюдение. Индивид должен самостоятельно наблюдать за собственными психическими проявлениями в разных ситуациях. Полученную информацию нельзя считать адекватной, но она подходит для сравнения с мнением окружающих.
  3. Тесты, опросники. Разрабатываются на основе беседы психолога с субъектом. Позволяют определить темперамент, мотивы, склонности к кому-либо виду деятельности, выявить факторы, влияющие на поведение индивида.
  4. Социометрия — психологические исследования, применяющиеся для изучения межличностных отношений в различных социальных группах между отдельными индивидами.
  5. Эксперимент — изучение особенностей поведения личности зависимо от изменения факторов окружающей среды. Для проведения экспериментов может применяться лабораторное оборудование.
  6. Интервью, анкетирование. Специалист подготавливает ряд письменных или устных вопросов, чтобы получить интересующую информацию.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Составление психологического портрета

При составлении психологического портрета подбираются определенные характеристики психики. Для это нужно следовать ряду правил:

  1. Избирательность — выбор требуемых психологических характеристик личности, которые представляют профессиональный интерес.
  2. Достаточность — психологических особенностей много, чтобы составить портрет, нужно установить ограничения в возможностях, которыми располагает индивид.
  3. Достоверность — верить достоверной информации, которую может получить только специалист.
  4. Целостность — понять психологию личности можно только составив общее представление о развитии человека, его поведении.
  5. Структуризация — процесс составления психологической характеристики должен быть упорядочен.

При составлении психологического портрета, нужно учитывать:

  • самооценку;
  • направленность;
  • темперамент;
  • интеллектуальность;
  • характер;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • умение общаться;
  • уровень самоконтроля;
  • волевые качества.

Только совокупность компонентов поможет составить психологический портрет.

Типы личности

Определяют несколько типов личности:

  • Социализированные: полностью приспособленные к условиям социума.
  • Десоциализированные: не пытающиеся приспособиться к социуму, отвергающие правила общества. Это, как правило, радикально мыслящие люди, они не приемлят нормы общественной жизни.
  • Психически аномальные: люди с психическими отклонениями, с задержкой развития, психологически несовершенные, со своими проблемами и заморочками. Таких людей пытаются избегать окружающие, что создает им еще больше проблем.

Личность, представляющая собой полностью социализированной, имеет свои особенности. Она независима, со своими индивидуальными принципами. Такую личность нелегко вывести из привычной колеи жизни, у него есть строго намеченный план развития, свое видение любой ситуации, он способен решить свои проблемы. Никто не застрахован от стрессов и серьезных жизненных реалий, но социализированная личность способна сама проанализировать все свои риски, принять правильное решение, выйти из ситуации «малой кровью». Психически здоровый человек распространяет позитивную энергетику. У него доброжелательное отношение к людям, он понимает чужие потребности. У него развито чувство справедливости, чести, порядочности. Он не склонен искать в своих неудачах чужой след, за все свои поступки отвечает сам с полна. Для него не проблема скорректировать свое поведение, признать свою ошибку и тут же начать его исправлять собственными силами.

Исходя из вышесказанного, развитая человеческая сущность – это личность, обладающая своим самосознанием, сознающая свою индивидуальность, самобытность, свободная от предрассудков и какого-либо диктата со стороны. Точкой отчета такой личности является его духовное развитие, нравственные качества, умение развиваться, впитывать, применять наработанный опыт в течении всего существования.

Методы коррекции

Чтобы воздействовать на психическую, практическую деятельность личности, психологи постоянно разрабатывают новые методики. Способы психокоррекции:

  1. Аутотренинги — тренировки, при которых применяется три пути воздействия на работу нервной системы. Первый — чтобы субъект смог расслабить мышцы тела, он должен научиться контролировать ритм дыхания. Второй способ — представление чувственных образов. Третий способ — произношение программирующих слов мысленно или вслух.
  2. Групповые тренинги. Их цель заключается в развитии личностных отношений между людьми, помощь в общении.

Каждая из методик состоит из нескольких практик, которые имеют одинаковую цель, но проводятся по-разному.

Психологическая характеристика личности составляется для получения представления о человеке, его возможностях, талантах, задатках. Составить портрет может только опытный психолог, применив определенные методики.

Как определить уровень развития личности

Этапы развития личности, его проблемы обнажаются в отношениях, предпочтениях. Чем несовершенне личность, тем мельче его интересы, потребности. Если личность развивается гармонично, вокруг нее совершенно другая аура, общение, человек ощущает себя значимым в обществе. У него развиваются таланты, он самореализуется в тех сферах, куда стремится. Решая ежедневные проблемы, человек раскрывается во всех сферах своего развития. Каждый стремится реализовать свои планы в зависимости от своих способностей и возможностей. И в этом проявляется индивидуальность конкретной личности. Не один раз упоминали, что личность находится в постоянном своем развитии, обогащаясь опытом, знаниями, наработанные годами. Со стороны понять человека непросто, но его мировоззрение, приоритеты, ценности, предпочтения указывают по каким принципам существует личность. Его активность в обществе, принимаемые решения и многие другие поступки дают характеристику личности.

Можно ли изменить свой характер?

Многие люди считают, что черты личности – это то, что дано нам раз и навсегда. Однако это не так. Характер человека не является какой-то жесткой системой. Он всего лишь определяет склонность индивида поступать тем или другим образом. Человек способен начать действовать в различных ситуациях совершенно в другом стиле. Что необходимо сделать для этого? Изменить свои привычки, совокупностью которых и является характер. Сделать это можно, например, копируя поведение других людей. Этот способ является наиболее естественным и простым.

image

Если рядом нет такого человека, характер которого стал бы хорошим примером для изменения своих черт, следует поискать нужные типажи в литературных произведениях или фильмах. Наконец, можно придумать себе идеального героя. После этого понадобится как можно чаще представлять поведение этого человека в сложившейся ситуации, раздумывая, что бы он сказал или сделал для решения возникших проблем.

Как мы видим, на вопрос о том, можно ли изменить характер человека, в психологии можно найти утвердительный ответ.

Формирование характера

На черты личности человека огромное влияние оказывает деятельность нервной системы, а если говорить точнее, то ее тип. Динамика его проявления диктуется окружающей средой.

В психологии формирование характера человека рассматривается на протяжении того периода, пока тот растет, развивается и взаимодействует с окружающим миром. Причем этот процесс напрямую зависит от образа жизни индивида, в котором присутствует не только физическая составляющая, но и духовная, то есть побуждения, чувства, мысли и т. д.

Характер человека постепенно меняется естественным образом. Причем зависит этот процесс прежде всего от возраста. Так, на смену детской реакции непосредственности приходит юношеская порывистость, которая, в свою очередь, спустя десяток-другой лет, превращается во взрослую рассудительность. Помимо этого, с возрастом характер становится не таким уж и позитивным. В старости он, как правило, ярко выраженный негативный. А можно ли изменить характер человека? В психологии на этот счет существуют разные мнения. Вполне вероятно, что специалисты будут еще долгое время спорить на данную тему.

Если говорить кратко, характер человека в психологии является сложной взаимосвязью, которая существует между направленностью личности и общественным влиянием. Основными ее составляющими являются духовые и материальные потребности, а также интересы, убеждения и тому подобное.

Теория Кречмера

Личность и характер человека в психологии этот немецкий ученый подразделил на три основные группы. К каждой из них он отнес людей с различными физиологическими данными:

  1. Астеники. Такие люди обладают худощавым телосложением, тонкими ногами и руками, а также довольно слабой мускулатурой. Такому индивиду соответствует в кречмеровской психологии личность и характер человека шизотимического типа. Это люди, которым присуще упрямство и плохая адаптация к изменяющемуся окружению, а также замкнутость.
  2. Атлетики. Эти люди обладают достаточно крепким мускулистым телом и иксотимическим типом характера. Такой индивид выделяется своим спокойствием, практичностью, властностью, сдержанностью.
  3. Пикники. Фигуры у таких людей достаточно плотные и в большинстве случаев отличаются лишним весом. Пикников можно отличить по большой голове, короткой шее и мелким чертам лица. В их характере выделяется общительность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям и эмоциональность.

Теория Гиппократа

Этого античного врача и мыслителя считают создателем одной из основных идей, рассматривающих человеческую сущность. В те далекие времена основой его теории являлась физиологическая составляющая людей. Однако разработанная Гиппократом концепция постоянно пересматривалась, и пару веков назад начала изучать предложенные им 4 типа характера человека и психология. Среди них следующие:

  1. Холерик. Люди с этим типом характера довольно страстные, вспыльчивые, а порой и агрессивные. Им сложно держать под контролем свои эмоции, а также реакции, проявляющиеся на воздействие раздражающих факторов внешнего мира. Холерики подвержены частым вспышкам гнева, резким сменам настроения и прочим внезапным переменам в поведении. Они очень быстро расходуют свою энергию и истощают запас сил.
  2. Сангвиник. К такому типу характера относят веселых и подвижных людей. Им, как и холерикам, свойственны внезапные перепады настроения. Но при этом они обладают устойчивой и быстрой реакцией на внешние факторы. Сангвиники являются людьми целеустремленными и продуктивными.
  3. Флегматик. Это довольно сдержанные люди, практически не проявляющие своих эмоций. Они неспешны, обладают уравновешенной психикой, упорны и настойчивы в работе.
  4. Меланхолик. Такие люди впечатлительны и очень ранимы. Они остро переживают собственные неудачи. При наличии внешних раздражителей меланхолики проявляют резкие реакции.

Предложенные Гиппократом 4 типа характера человека психология рассматривает и сегодня. Они считаются основными и при этом редко проявляющимися в чистом виде. Каждому человеку могут быть присущи черты каждого из этих типов, но только принадлежащие одному из них будут доминирующими. Из этого может быть сделан вывод о том, что каждый из нас – личность индивидуальная, сложная, многогранная и необычная.

Теория Карла Густава Юнга

Этот знаменитый швейцарский психолог и психиатр создал на первый взгляд довольно простую классификацию характеров, но при этом достаточно глубокую.

В теории К. Г. Юнга рассматривается взаимодействие сознательного и бессознательного. Ученый выделил следующие виды людей по психологии и по характеру:

  1. Экстраверты. Деятельность и реакции этих людей во многом зависят от внешнего мира, от окружающих людей и событий. Экстраверты приятные и общительные собеседники, веселые и открытые, с большим количеством друзей. Они пытаются взять от жизни все, мало заботясь при этом о собственном здоровье.
  2. Интроверты. Люди с этим типом характера в большей степени руководствуются собственными ощущениями и переживаниями. Понять их окружающим довольно сложно. Интроверты постоянно малообщительны и замкнуты, мнительны, отличаются стремлением все анализировать, имеют совсем мало друзей.
  3. Амбиверты. В психологии характер и индивидуальность человека, принадлежащего к этому типу, рассматривается как комбинация двух предыдущих. Причем амбиверты позаимствовали от экстравертов и интровертов все самое хорошее. Такие люди – прекрасные аналитики. Они имеют тонкую душу и периодически склонны к желанию остаться в одиночестве. При этом амбиверты обладают такой харизмой, юмором и остроумием, что могут без труда стать душой большой компании.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Made on
Tilda