Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

Почему мы, обладая одними и те ми же чувствами восприятия окружающего мира, воспринимаем его по-разному?

image

Современная наука традиционно говорит о пяти видах восприятия окружающего мира: зрение; слух; осязание (тактильное); вкус; обоняние. Также замечено, что у каждого человека существует ведущий анализатор восприятия мира, которым может выступать один из вышеуказанных органов восприятия, участвующий в построении перцептивного образа (модальности восприятия).

[править] История

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено. Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

image
image
image
image

Наша мультизадачность возросла

Мы можем одновременно потреблять информацию из нескольких каналов или вести несколько параллельных коммуникаций.

Почти все могут вести машину, одновременно болтая по телефону, а то и набивая СМС. Почти все могут одновременно говорить на несколько тем в нескольких окнах мессенджера, а некоторые — даже в рамках одного разговора, чередуя сообщения.

Технологии развиваются симметрично этому, стараясь обеспечить нам максимальную многозадачность. Распространение функции «Картинка в картинке», хитрые системы уведомлений, в фоновом режиме «подгружающие» в нас новые единицы данных, многофункциональные сервисы вроде Booking.com — всё это направлено на дробление нашего внимания.

Показательно видео, которое демонстрирует, как выглядит телефон человека с 8 миллионами подписчиков в Instagram.

В качестве экстремального примера подобной адаптации можно вспомнить интересную историю про вертолёты «Апач», сверхнасыщенный интерфейс которых приводил со временем к развитию у обучившихся пилотов способности к чтению двух книг одновременно.

[править] Основные типы восприятия информации

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дискретная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Ухо Байкала

[править] Аудиалы

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудиокниги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

[править] Признаки аудиала

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Глаз человека

[править] Визуалы

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

[править] Признаки визуала

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Левая рука человека

[править] Кинестетики

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

[править] Признаки кинестетика

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание

. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

[править] Дискрет

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

[править] Признаки дискрета

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить

Картинки стали для нас новым письмом

Одной из самых древних форм письма было пиктографическое — изображение объекта обозначало этот самый объект. Исчезнув на несколько тысячелетий, в XX веке оно возродилось в виде навигационных пиктограмм.

Навигация в аэропорту. Даже без подписей пиктограммы способны доносить сообщение

В дальнейшем пиктограммы эволюционировали в иероглифы — письмо с формализованным начертанием знаков, где каждый глиф в зависимости от контекста кодировал определённое слово, часть слова или комплексное понятие. И хотя рисунок знаков всё ещё имитировал реальные объекты, их смысл мог быть совсем другим. Так, например, иероглиф «холмы» в Египте мог обозначать чужеземную страну.

Спустя пару тысячелетий идеографическое письмо снова с нами. Теперь — как эмоциональное дополнение письменной речи, более точно задающее тон и контекст сообщения. Эмодзи, стикеры, мемы — всё это новые иероглифы. Например, новостное приложение Quartz использует эмодзи и гифки для общения с пользователем.

Мы общаемся картинками, выстраивая достаточно сложные нарративы, так как изображения часто несут в себе несколько вложенных контекстных смыслов, как когда-то иероглифы.

В любом мессенджере можно пересылать гифки или стикеры вместо или в дополнение к сообщениям, все пользуются эмодзи. Существуют как широко известные стикерпаки и мемы, оперирующие массовыми контекстами (всем известные фильмы, персонажи), так и нишевые, предназначенные для определённых групп (программисты, журналисты, пользователи Reddit).

Известные мемы, стикеры и эмодзи

Грамотно подобранная картинка, относящая нас к определённому контексту, позволяет быстро и ёмко передать набор эмоций и выразить своё отношение к чему-либо.

[править] Поведенческие индикаторы

Визуал Аудиал Кинестетик
Организован Разговаривает сам с собой Отвечает на физическое вознаграждение
Опрятный и дисциплинированный Легко отвлекается Стоит близко, касается людей
Наблюдателен Шевелит губами, проговаривает слова при чтении Ориентирован физически
Спокойный (не шумный) Легко повторяет услышанное Обилие движений
Ориентирован на внешний вид Более предпочитает счет и письмо Богатые физические реакции
Более осмотрительный Легко осваивает языки Раннее физическое развитие

Нам легче оперировать абстракциями

Всё превратилось в интерфейс. Вся информация стала виртуальной. Физические носители уходят в прошлое. Теперь вместо дисков, книг, кассет и пластинок у нас есть их виртуальные слепки, концепты информационных вещей.

Интерфейсы всё дальше уходят от имитации реальных объектов в сторону текстов. На кнопке «Удалить» больше не нарисована урна, а на «Сохранить» — дискета, только слова. Мы моментально соотносим написанное слово с эффектом, которое оно произведёт на виртуальный объект.

Да и сами кнопки больше не выглядят как кнопки. Почти каждый знает, как оформить простую гиперссылку, почти каждый — немного программист.

Что нас ждёт дальше?

Уже сейчас наметились обратные тенденции — возврат к медленному потреблению (Slow TV), цифровой детокс. Всё это — реакция на слишком быстрое для человека развитие технологий. Вряд ли это станет мейнстримом, но поможет нам нащупать баланс между онлайном и офлайном и научит осознанному потреблению информации.

На каждом новом витке эволюции есть свои плюсы и минусы, но люди всегда находили способы приспосабливаться к меняющейся реальности. Это то самое качество, которое позволило нам эволюционировать от камней и палок до космических кораблей и расщепления атома. Тем интереснее наблюдать за тем, как нас меняет формируемая нами информационная среда.

Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Хорошая типографика влияет на настроение пользователей и их способность принимать решения

Твитнуть цитату

Совет: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

  • Анатомия шрифта: визуальный гайд по типографике

Древовидные диаграммы

Земкевич и Косара [24] обнаружили, что использование метафор помогает при навигации по древовидным диаграммам. Например, указание участникам найти сегмент «внутри» контейнерного варианта и посмотреть «внизу» каскадного работали лучше всего.

Земкевич и Косара использовали визуальные метафоры, чтобы направлять участников при выполнении простых задач. Когда визуальные метафоры соответствовали стилю диаграммы, участники легче ориентировались на ней

Конг, Хир и Аргвала [25] обнаружили, что люди лучше видят разницу между размерами сегментов на древовидных диаграммах, когда они представлены в виде прямоугольников с разным соотношением сторон. Квадраты, как выяснилось, нелегко сравнивать друг с другом.

Эксперименты Конга, Хира и Аргвалы показали, что люди не так точно сравнивают размеры квадратов, как прямоугольников с разным соотношением сторон

Также они узнали, что, когда нужно попарно сравнивать «ветви» древовидной диаграммы (большие прямоугольники) с чуть меньше чем тысячей значений, лучше представить их в виде гистограмм.

Участники смогли точнее сравнить «ветви», представленные с помощью маленьких гистограмм, чем внутри древовидной диаграммы

Характеристика системы мышления

Кинестетики в первую очередь доверяют своим чувствам. Любые события, предметы и люди рассматриваются ими через призму эмоций, которые возникают в результате взаимодействия.

Если во время общения с кинестетиком собеседник демонстрирует открытость и доброжелательность, использует рукопожатия, касания, хлопки, то вероятность закрепления положительного впечатления достаточно высока.

Поскольку информация воспринимается индивидами тактильным способом, то и все мысли по поводу обсуждаемого вопроса выражаются аналогично: «Не могу это принять», «Меня тронула данная тема», «Я чувствую, о чем пойдет разговор» и т.д.

Наибольшее внимание кинестетика привлекает тема, которая максимально захватывает его внимание. В этом случае снижается риск отвлечения на собственные мысли и переживания.

Так, при подаче информации исключительно вслух (например, во время лекции), рассчитывать на хорошую концентрацию не приходится.

Но если этот же материал будет дополнен красочными иллюстрациями, которые придадут процессу эмоциональную окраску, кинестетик с большей вероятностью сосредоточиться на теме.

Эксперимент Саноки и Сульмана на соотношения цветов

По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией.

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память — нашу способность запоминать то, что мы только что увидели.

Четыре различных опыта проводились с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом испытании участникам эксперимента показывали две палитры: сначала одну, затем вторую, которую нужно было сравнить с первой. Палитры демонстрировались с определенным временным интервалом и несколько раз в случайных сочетаниях. Испытуемым нужно было определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Также участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры — приятное/неприятное сочетание цветов.

Ниже приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участникам эксперимента:

Эксперимент Саноки и Сульмана показал, как цвета влияют на наше визуальное восприятие:

  1. Люди лучше запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой.
  2. Люди лучше запоминают палитры, содержащие сочетание только трех или менее цветов, чем те, в которых четыре и более цвета.
  3. Контраст расположенных рядом цветов влияет на то, насколько хорошо человек помнит цветовую схему. Иными словами, это значит, что цветовое различие между текстом и фоном лендинга повышает способность концентрироваться на его содержании.
  4. Мы можем помнить довольно большое количество цветовых сочетаний одновременно.

Иными словами, люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, если она расположена на странице с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех или менее цветов.

Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента

Твитнуть цитату

Совет: используйте как можно меньше различных цветов в комплексном контенте; увеличьте контраст между визуальной информацией и фоном; выбирайте темы с гармоничным сочетанием оттенков; используйте дисгармоничные сочетания цветов с умом.

  • Текст низкой контрастности — веяние моды или убийца юзабилити

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет: дополните контент соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

  • Почему стереотипныe лендинги и сайты конвертируют лучше?

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Интерактивные элементы

Лю и Хир [37] выяснили, что при взаимодействии с интерактивной графикой задержка в полсекунды оказывает большое влияние на действия человека.

Участники, программа которых работала с задержкой, меньше двигали мышь, меняли способы взаимодействия и в целом совершали меньше действий. Также они больше комментировали интерфейс.

Лю и Хир попросили участников взаимодействовать с двумя разными визуализациями и наблюдали, как задержка в 500 миллисекунд повлияла на их поведение

Эта задержка отразилась и на следующих сессиях эксперимента: у участников снизилась мотивация изучать графики.

В 2007 году Вигдор [38] и соавторы обнаружили, что выполнить простейшие задачи на восприятие (определить положение объекта или угол) намного сложнее, если экран лежит на столе. Следовательно, расположение экрана может исказить восприятие графика.

В 2008 году Робертсон и соавторы [39] дали участникам большой набор исторических данных ООН, представленный в трёх формах: анимированная визуализация, график рассеивания с отображением следов изменений, и метод small multiples (много пузырьковых диаграмм, показывающих изменения в каждой стране отдельно — прим. пер.) — и начали задавать по нему вопросы.

Формы визуализации, которые использовались в эксперименте

Хотя опрос пользователей показал, что они предпочитают анимированную версию за её полезность, простоту использования и красоту, исследователи выяснили, что версия small multiples была более эффективной — помогала быстрее найти ответ и допустить меньше ошибок.

Линейные графики

Линейные графики имеют особый контекст, который может исказить наше восприятие данных.

Независимая переменная (причина) обычно наносится на ось X, а зависимая (эффект) — на ось Y. Но также мы склонны воспринимать наклон линии как метафору скорости, высоты или количества, что может идти вразрез с условными обозначениями.

Гаттис и Холиоак (15) сделали график, в котором наклон линии показывал высоту, но тогда независимые и зависимые переменные стояли на неправильных осях. Они дали участникам два графика, правильный и неправильный, и спросили, что означает пунктир — более быструю или медленную скорость.

На графике слева высота (в футах) находится на оси ординат, температура (в градусах) — на оси абсцисс. Это не по правилам, но так линия графика стала визуальной метафорой высоты. На графике справа переменные расположены правильно

Когда высота была на оси Y, участники лучше выполняли задание. Это значит, что мы в первую очередь рассматриваем наклон как показатель быстроты, высоты, количества или скорости. Учёные пришли к выводу, что есть внешние свойства уклонов, которые «влияют на рассуждение выше всех других».

Они также выявили универсальную связь «больше» или «лучше» с направлением вверх.

Карсвелл и соавторы [16] обнаружили, что, когда на линейных графиках есть смены тенденции (взлёты и падения), люди изучают их дольше, вдаваясь в детали. Когда они увеличивали количество точек на графике или делали его асимметричным либо нелинейным, такого не происходило — участники воспринимали график в целом.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Для нас всё меньше разницы между красотой и уродством

Глобальный доступ в Сеть уравнял в правах на распространение всех пользователей. Каждый может транслировать в информационное пространство собственный вкус. В результате мы видим одинаковое количество красивого и уродливого.

Теперь ключевой показатель — выразительность и информационная ёмкость, а не красота. Наш спектр эстетического восприятия серьёзно расширился.

Подчёркнуто неумелый рисунок внезапно становится сильным выразительным инструментом

Базовые формы

Крокстон [6] обнаружил, что столбцы более эффективны для сравнения величин, чем круги, квадраты или кубы.

Визуализация пропорции 1:2. Точнее всего участники определили пропорции фигур, когда сравнивали размеры столбцов. Круги и квадраты поделили второе место, кубы меньше всего подошли для этой задачи

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Made on
Tilda