Абстрактное мышление: что это такое, примеры, формы, виды в психологии

image
image
image
image

Мышление в общем представляет собой способность человеческой психики к развернутому отражению реальности, объектов, явлений, а также существенных связей между ними. Это типичная для человеческого разума черта, которая стала результатом длительных эволюционных изменений. Возможность умственной деятельности позволяет эффективно заниматься самыми разными формами активности: от познавательной до творческой, преобразовательной.

Абстрактное мышление выступает основной формой когнитивных способностей, играет наибольшую роль в деле использования логики, формальной логики, иных ее форм, познавательной деятельности, изучения окружающего мира и описания его в виде непротиворечивых концепций.

Что значит абстрактное мышление? Простыми словами, под ним понимается способность описывать предметы, явления в обобщенном виде, с помощью специального условного инструментария. То есть понятий. Определять связи между ними посредством суждений. Выделять новое знание из уже известных посылок посредством умозаключений. Это мощнейшие способны определения истины, систематизации мира во всем его многообразии с помощью стандартных умственных операций. Подобная возможность присутствует только у человека, как разумного вида.

Отсутствие развитого абстрактного мышления считается нормальным до определенного возраста. Активное формирование абстрактного теоретического мышления происходит в период с 5 до 12-13 лет. В этом время человек учится оперировать формальными, отвлеченными категориями и в полной мере понимать их суть. Скорость развития разнится от человека к человеку. Развить способность подобным образом думать можно в любые годы, есть группа упражнений.

Определение понятия

Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:

  • Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
  • Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.

Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.

Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.

Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».

image

Кто такой абстрактный человек

Пироман — что это значит

Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне. Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был. Просто абстрактный характер превратился в конкретный.

Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Абстрактно-логический вид размышлений

В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.

Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.

По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.

image

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.

image

Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет

Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего. У детей — смысла не много, нужно дождаться окончательного формирования логических способностей и только потом начинать. То есть в подростковые годы. Методики:

  1. Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
  2. Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
  3. Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Способы проверки степени развития когнитивных способностей

image

Проверка степени развития абстрактного мышления не представляет больших трудностей. С ней справляются, в том числе и психологи. Каким именно образом удается исследовать способности? Применяется группа тестов:

  1. Стандартный тест на абстрактное мышление — тест Айзенка. Позволяет исследовать интеллектуальные возможности. Дополнительно могут применяться и прочие тесты, в зависимости от ситуации.
  2. Абстрактно-вербальный стиль мышления можно оценить по результатам беседы с человеком. Дополнительно может быть представлена ситуация или тема, выводы по которой должен сделать обследуемый. Это даст больше информации, чем простой устный опрос.
  3. Возможно использование специальных логических задач. Они позволяют исследовать скорость абстрактного мышления, его качество, направленность, возможность быстро переключаться с задачи на задачу, с процесса на процесс.

Человек может проверить себя и сам. Однако, лучше, когда в деле участвует опытный психолог.

Формы абстрактного мышления

Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.

image

Суждение

Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.

image

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

image

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.

Умозаключение

Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.

Понятие

Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.

Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.

Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.

image

image
image
image
image
image
image

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

image

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

image

Как научиться абстрагироваться

Абстрагироваться может каждый, часто это происходит бессознательно, как защитная реакция от окружающей действительности. Научиться делать это полезно, чтобы сохранить самообладание, контролировать мысли и отгородиться от негатива социальной жизни. Игнорировать отрицательные проявления поможет абстракция, примером ее служит воспоминание о приятном вечере или детских годах.

От общества

Чтобы абстрагироваться от общества, нужно концентрироваться на позитивных моментах, научиться отдыхать, расслабляться. Важно четко формулировать мысли и цели, это поможет осознать роль в обществе и концентрироваться в нужный момент. Этому способствуют планирование дня, составление схем, умение определять приоритеты целей. Если, например, шум мешает сконцентрироваться, нужно представить его как фон, который не прекратится, не концентрируясь на нем. Тогда мозг перестанет обращать на шум внимание. Абстрагироваться поможет медленное дыхание на счет. Нужно расслабиться и считать до десяти.

Отгородиться от общества и толпы никогда не получится, невозможно избегать многолюдных мест. Негативную реакцию снизят правильный режим дня и полноценное питание. Воображение поможет перенестись в приятное место.

Обратите внимание! Мыслительные процессы подавляют отрицательные эмоции. Нарушению абстрактного мышления способствуют стресс и недосып.

Абстрагирование

От человека

Чтобы абстрагироваться от человека, нужно не концентрироваться на негативе. Если эмоции берут верх, взять паузу. Например, прекратить общение на некоторое время. Отвлечение поможет переключиться на позитив.

Нужно концентрироваться на положительных качествах человека, уделяя им много внимания. Вспомнить, чего больше было в жизни, связанного с ним: хорошего или плохого. Сосредоточение исключительно на негативе только вредит отношениям. Абстрактность – умение отметать ненужное.

От неприятных людей

Когда общение с людьми не приносит удовольствия, но прекратить его нельзя, нужно научиться абстрагироваться. Для этого важно понять, что конкретно приводит к отрицательным эмоциям, вычленить проблему и начать с ней бороться. Помочь исправить ситуацию способны общение, разговор с неприятными людьми. Спокойный диалог, в котором озвучивается проблема, избавит от раздражающего фактора.

От ситуации

Абстрагироваться от ситуации поможет взгляд на нее со стороны, как будто это происходит с другим человеком. Эмоции притупляются, ум становится ясным, решить проблему становится намного легче. Можно представить, что это фильм и надо придумать, что сделать главным героям, чтобы избавиться от негатива.

В любой ситуации нужно замечать только важное, отсеивая ненужные детали. Возможно, именно они приводят к раздражению. Понимание, что это не стоит внимания, поможет успокоиться и справиться с негативом.

Абстрактное мышление помогает выжить и стать счастливым в современном мире. Ведь не всегда есть точный план, и невозможно обладать всеми знаниями. Абстрактный человек способен приходить к умозаключениям, анализируя имеющиеся факты. Главное – уметь строить логические цепочки и обращаться к воображению. Именно абстракция помогает человеку делать выводы и принимать решения.

Зачем нужно развитие этих навыков

Такой тип начинает свое становление у ребенка с ранних лет. Каждый малыш любил в детстве фантазировать и мечтать, представляя то, что вряд ли произойдет. Это и есть то самое мышление, когда мы абстрагировались от реальности.

Задайте вопрос

В школе такое умение способствовало изучению точных областей наук (той же самой геометрии). В университете способность также пригодилась при решении многочисленных абстрактных задачек. И наконец, на работе мы распределяем обязанности, группируем их по конкретным признакам, справляемся с трудностями и даже зачастую отыскиваем между ними некую связь. То же самое мы делаем, когда раздумываем о смысле собственной жизни.

Сфер, где главную роль играет это свойство, довольно много. Это и философское учение, и писательское дело, и психология. Плюсом является и то, что мы можем мечтать, планировать будущее, вести беседы о религии или шутить. И этот список можно продолжать бесконечно.

Такие размышления позволяют нам оставаться развитыми и разумными. Мы видим то, чего формально не существует, и умеем изучать явления реальности. Поэтому значение этого совершенствования трудно переоценить – так мы повышаем интеллект, достигаем успехов как на работе, так и в личной жизнедеятельности и используем для этого несложные методы.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же. Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей. Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Развитие

Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.

У детей

В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.

Вот что можно для этого сделать:

  1. На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
  2. Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
  3. Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.

Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.

У взрослых

В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:

  1. Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
  2. А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
  3. Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.

Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.

Абстрактно-логическое мышление как высшая форма мыслительного процесса

Мышление человека – результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит дивергентный характер, то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают ассоциации. В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой. Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить. И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале. Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением. У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят». Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом. Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Made on
Tilda