Аномалии головного мозга часто образуются во время нахождения человека в утробе матери. При этом проблема может затрагивать как отдельные церебральные области, так и мозг в целом. Клиническая симптоматика нехарактерная. Чаще всего наблюдается задержка в развитии, как психологического, так и умственного, а также формируется эпилептический синдром. То, насколько сильными будут проявления, полностью зависит от тяжести поражения. Диагностика проводится при помощи УЗИ до рождения. После используется ЭЭГ, МРТ мозга и нейросонография. Лечение проводится симптоматическое, так как полностью избавиться от аномалий головного мозга невозможно.
Из всех врожденных болезней проблемы с головным мозгом встречаются в 1/3 случаев. Нередко такая проблема приводит к гибели плода. Выживает лишь четверть всех детей. Также у новорожденных не всегда сразу после родов можно выявить аномалию, поэтому осложнения довольно печальны.
Описание проблемы
Что это такое – порок развития головного мозга у детей? Это заболевание, при котором нарушается анатомическое строение церебральных структур. То, насколько будет симптоматика заметна, во всех случаях зависит от степени поражения. До 75 % всех случаев возникает антенатальная гибель плода. Сроки манифестации всегда различны. Как правило, симптомы аномалий проявляются уже в первые месяцы после рождения. Но из-за того, что мозг формируется до восьмилетнего возраста, большая часть пороков активизируется лишь после года. Нередки ситуации, когда аномалии встречаются с проблемами других органов, например, сращением почек, атрезией пищевода и так далее. На сегодняшний момент медицина стремится к тому, чтобы в 100 % случаев диагностировать проблему до рождения ребенка. Этим занимаются гинекологи и акушеры. В лечении задействованы, как правило, педиатры, неврологи, нейрохирурги и неонатологи.
Что это такое
Пароксизмальная активность – это величина, которая регистрируется на электроэнцефалограмме. Пароксизмальная деятельность мозга – это изменение нормальной волны, и проявляется пиками, остроконечными волнами, патологическими комплексами и замедлением электрической активности мозга.
В широком смысле пароксизмальная активность – это неправильная электрическая деятельность головного мозга.
Очаг пароксизмальной активности возникает при многих патологических состояниях человека:
- Невротические (депрессия, социальная фобия, панические атаки) и тяжелые психические (шизофрения) расстройства.
- Незрелость головного мозга.
- Эпилепсия и эпилептиформные расстройства.
- Приобретенное слабоумие.
- Тяжелые интоксикации наркотиками, алкоголем, металлами.
- Дисциркуляторная энцефалопатия.
- Хронические стрессы, сильная физическая усталость или нервнопсихическое истощение.
- Повышение внутричерепного давления.
- Психопатические изменения личности.
- Вегетативные расстройства.
Когда регистрируется пароксизмальная активность, врачи подразумевают под этим явление, при котором процессы возбуждения в коре и подкорке сильно преобладают над процессами торможения. Признаки пароксизмальной активности: внезапное начало, скоротечность, внезапное окончание и склонность к рецидивам.
На электроэнцефалограмме пароксизмальная деятельность головного мозга проявляется как ряд волн, амплитуда которых быстро стремится к пику. Пароксизмальная активность охватывает ритмы ЭЭГ: альфа, бета, дельта и тета-ритмы.
Для изучения нюансов врачи сравнивают остроконечные волны с нормальными. Рассматриваются фундаментальные показатели активности: базовая активность, симметричность, ритмичность, амплитуда. Также регистрируют изменения деятельности при стимуляции мозга: световое или звуковое раздражение, состояние гипервентиляции, открытие или закрытие глаз.
Формирование головного мозга
Для того чтобы иметь представление о том, какие структуры головного мозга у новорожденного порок затрагивает, нужно понимать, как именно формируется данный орган человека.
Построение нервной системы начинается уже в первую неделю беременности. Нервная трубка окончательно формируется к 23-му дню гестации. Если ее заращение происходит не до конца, то возникают церебральные аномалии. Передний мозговой пузырь, делящийся на два боковых, составляет основу полушариям мозга. Формируется к 28-му дню беременности. После этого образуется кора, извилины, базальные структуры мозга и так далее.
Разделение нервных клеток на стадии зародыша формирует серое вещество, а также глиальные клетки, которые и составляют мозг человека. Серое вещество отвечает за работу нервной системы. Глиальные клетки составляют белое вещество. Оно отвечает за связь всех церебральных структур. Если ребенок рожден в срок, то уже к моменту родов у него такое же число нейронов, как и у взрослого человека. В последующие три месяца мозг интенсивно развивается.
Как развивается мозг ребенка: мифы и реальность
На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили с нейрофизиологом, доцентом Института живых систем БФУ им. И. Канта Ириной Ваколюк о том, как развивается мозг ребенка. Родители узнали, что и в каком возрасте способно освоить их чадо, остаются ли у малыша на всю жизнь «травмы», полученные еще до рождения, и что ему дают занятия музыкой. «Слышат» цвет и «видят» звуки
О работе мозга существует масса мифов. Например, что, если не вложить ребенку основные навыки до трех лет, потом будет поздно. А к десяти годам мозг сформирован практически как у взрослого. И что свой мыслительный аппарат мы используем не на полную, а лишь на какие-то 10%. Чтобы отличить правду от вымысла, нужно разбираться в физиологии. И тут открывается много любопытного. Когда нам буквально две недели с момента зачатия, у человека уже закладывается мозг. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Из них все потом и вырастет. Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха. Затем приходит время зон языковых навыков и познавательных функций. – Младенцы – синестетики: они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга, в которой происходит обработка и интеграция всех сигналов), в которую поступает информация о звуках. Такая особенность остается и у некоторых взрослых, но если для малышей это норма, то в старшем возрасте – уже отклонение, – поясняет нейрофизиолог. Каждому периоду – свое В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга. У детей главную роль играет мозговой ствол. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения. У взрослых важнейшими зонами становятся лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга в ответе за мышление и осмысленное поведение, планирование. – Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам. У новорожденных появляются автоматические и моторные функции, пять чувств. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию. Для периода от четырех до десяти лет характерна высокая активность мозга (больше, чем у взрослого). Идет формирование логических способностей, – говорит эксперт. Используй или теряй Важный период наступает в 6–7 лет: в этом возрасте запускается процесс прунинга — чистки, прореживания связей в нервной системе. Ненужное — то, что уже не используется, обрезается. И этот период так же важен для развития мозга, как и период роста. Когда-то вам было важно научиться ходить — чтобы справиться с задачей, появлялось огромное количество новых связей. Но вы все выполнили – и в них больше нет необходимости. Связи обрезаются – так освобождается место для новых навыков и знаний. – В подростковом возрасте мозг теряет 1% своего серого вещества каждый год. И в этом его развитие. Действует принцип «используй или теряй»: если вы что-то не используете, оно уходит, – поясняет Ваколюк. А вот к 18 годам у нас уже формируется некая база личности — биологическая основа психических процессов. – Процесс формирования мозга продолжится до 30 лет. Но если, к примеру, подросток привык методично делать какую-то мелкую работу, потом он может заниматься чем угодно, но склонность к этому останется, – поясняет эксперт. – Впрочем, и время после тридцати – еще не финал. Дальше тоже будут возникать новые клетки мозга: нейрогенез продолжается на протяжении всей жизни. Мозг будет по-прежнему способен к обучению, но станет менее пластичным. Так что он будет отлично справляться со сложными функциями, но вот к переменам или непредвиденным обстоятельствам адаптироваться начнет хуже. Эмбрион все помнит Чтобы еще лучше разбираться в развитии мозга ребенка, важно понимать, за что отвечают и как работают такие отделы мозга, как гиппокамп и миндалина. Миндалина формируется еще до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции, такие как радость и печаль, в этом возрасте зашкаливают. Гиппокамп – структура, которой мы «помним». До 2,5–3 лет он дозревает, и наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. – Воспоминаний и правда нет. Однако, согласно последним исследованиям, оказалось, что психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама кричала на вас в 6-месячном возрасте или оставила на долгое время в одиночестве, в полном понимании слова вы действительно не будете. Но это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте и вылезти в критических ситуациях, – говорит нейрофизиолог. – Развитие же гиппокампа, по последним данным, сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него. В зависимости от состояния спокойствия или стресса иначе функционирует гормональная система, и она меняет работу мозга. Ученые наблюдали за тремя группами детей – обычными малышами из полных семей; детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но все же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.); и брошенными детьми, у которых, может, и были родные, но они не проявляли к ним интереса. С помощью ФМРТ выяснилось, что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. Потом эти дети лучше социализировались, успешнее учились и т. д. Еще одно открытие последних лет — пренатальные психологические травмы. Казалось бы, ребенок еще в животике, разве могут быть проблемы у эмбриона? – Исследования доказывают, что могут, и этому есть физиологическое обоснование. Если у беременной будущей мамы сложности, она переживает и нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, в тревожности и сложностях с формированием привязанности, – комментирует эксперт.
Возраст и развитие Новорожденные:
- Развиваются автоматические функции, моторные;
– формируется 5 чувств; – мозг растет в объеме; – бессознательная память позволяет узнавать мать и членов семьи. От 1 года до 3 лет:
- Мозг растет и развивается сознательная память.
- Закладываются способности к обучению, социальному
- взаимодействию и эмоциональному реагированию.
От 4 до 10 лет:
- Высокая активность мозга (больше, чем у взрослого).
- Формирование логических способностей.
От 11 лет и старше:
- Процесс вызревания нервных связей.
Правда ли, что:1. Существует правополушарное рисование. Любое решение мозга, а значит, и ваше действие не происходит только в одной из частей мозга. Сигнал действительно поступает из конкретной точки коры, но вы видите рисунок, кисточку, бумагу – и задействуется затылочная доля коры головного мозга. Осознаете процесс – включается префронтальная кора. С помощью гиппокампа вспоминаете, что и как делать. Через миндалину возникает эмоция, связанная с рисованием, и так далее. Так что при рисовании задействованы обе половины мозга.
2. Занятия музыкой развивают серое вещество.
Чтобы мы совершали действия и делали их осознанно, нужно, чтобы левая и правая половины мозга «дружили» друг с другом. Для этого нужно хорошо развитое мозолистое тело (оно их соединяет). Большое исследование показало, что музыка способствует его росту. Причем это зависит и от инструмента. У тех, кто играет на фортепиано, мозолистое тело на 25% мощнее, чем у тех, кто выбрал духовые или скрипку. Ну и значительно крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой вообще.
3. Мозг ленив и не хочет учиться.
Это не так. Мозг всегда готов к обучению, потому что не может существовать иначе. Это его физиологическая потребность. Вопрос лишь в том, чему: разговаривать, различать цвета и температуру, говорить на иностранных языках и т. п.
4. Обнимашки важны.
Действительно, при тактильном контакте (объятия, поглаживания) возбуждаются те структуры мозга, где выделяется оксид азота. Он срабатывает как успокоительный сигнал. Так что у всех социальных животных записана программа, по которой они, если видят или слышат страдание сородича, начинают его вылизывать, поглаживать, согревать. Это происходит бессознательно.
Важное на разных этапах
- Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам.
- После 6–7 лет начинается процесс прунинга – прореживания и удаления ненужных связей в нервной системе. Он так же важен для развития мозга, как и период роста.
- Мозг подростка в возрасте от 13 до 18 лет теряет 1% своего серого вещества каждый год, но это – его развитие.
- Основное формирование мозга завершается к 30 годам, но новые клетки возникают в нем на протяжении всей жизни и способность к обучению сохраняется.
Очаги активности
- У детей – ствол мозга и средний мозг: контроль работы сердца, сосудов, легких, желудка, давления и температуры тела; пробуждение/сон, аппетит, ориентация в пространстве,
- У взрослых – лимбическая система и кора головного мозга: эмоции, двигательная активность, секс, контроль действий, мышление, планирование.
Что мешает, а что помогает
- Физическая нагрузка работу мозга стимулирует.
- Скука «тормозит» мозг (он не обращает внимания на скучное).
- Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия.
- Хороший сон способствует мышлению.
- Хронический стресс подавляет способность мозга учиться.
Причины аномалий
Причины порока развития головного мозга могут быть различными. Сбой может произойти на любом этапе формирования органа. Если он состоялся в первые шесть месяцев беременности, то у ребенка происходит гипоплазия отделов мозга, а также сокращается количество выработанных нейронов. Даже если церебральное вещество уже полностью сформировалось, из-за сбоя оно может погибнуть. Чаще всего причиной подобной проблемы считается влияние на беременную и, соответственно, плод вредных веществ, оказывающих тератогенное воздействие. В иных случаях порок развития головного мозга плода встречается в 1 % случаев.
Еще одна влиятельная причина – экзогенная. Многие химические соединения имеют тератогенный эффект. Его оказывает и радиоактивное загрязнение, и некоторые биологические факторы. Пагубно может сказаться проблемная экология, из-за чего в организм беременной женщины поступают вредные вещества. Курение, алкоголизм и наркомания также могут привести к образованию аномалий. К такому же эффекту приводят сахарный диабет, гипертиреоз. Некоторые медикаменты также имеют тератогенное воздействие. Врачи не прописывают беременным такие препараты, но бывают случаи, когда на ранней стадии еще ничего не известно о существовании плода. Достаточно лишь одной дозы для того, чтобы образовался порок. Инфекции, перенесенные беременной, могут привести к аномалиям. Особенно опасными считаются краснуха, цитомегалия и другие.
Виды аномалий
К сожалению, врожденный порок развития головного мозга имеет большое количество разновидностей. Рассмотрим кратко каждую из них:
- Анэнцефалия. Представляет собой отсутствие головного мозга и костей черепа. Вместо важного органа у ребенка имеется множество соединительных разрастаний и кист. Бывают случаи, когда «мозг» обнажен или покрыт кожей. Такая патология считается смертельной в любом случае.
- Гетеротопия. Во время нейронной миграции некоторые нейроны могут задержаться и не дойти до коры. Такие скопления могут быть единичными или же множественными. Форма бывает ленточной и узловой. Отличается от туберозного склероза тем, что контраст не накапливается. Подобный порок развития головного мозга у детей проявляются олигофренией. Выраженность симптомов зависит от размера и числа гетеротопионов. Если скопление единичное, то первые проявления могут появиться после 10 лет.
- Энцефалоцеле. Патология затрагивает кости черепа, они не соединяются в некоторых местах. При этом наблюдается деформация церебральных тканей и оболочек. Болезнь формируется по средней линии. У некоторых детей встречается асимметричная проблема. Иногда болезнь может имитировать кефалогематому. В таких случаях, чтобы установить точный диагноз, используется рентген. То, какой прогноз, полностью зависит от размеров и содержимого энцефалоцеле. Если выпячивание небольшое, а в полости имеется нервная ткань, то можно использовать оперативное вмешательство.
- Фокальная корковая дисплазия, или ФКД. Данный порок развития головного мозга сопровождается наличием в органе огромных нейронов и аномальных астроцитов. Как правило, они локализуются в лобных и височных частях черепа. В первое время после развития болезни могут у ребенка наблюдаться демонстративные двигательные феномены. Они имеют форму жестов. Примером считается топтание на месте и так далее.
- Микроцефалия. Проблема характеризуется снижением объема и массы головного мозга. Происходит это из-за недоразвитости органа. Встречается раз в 5 тыс. новорожденных. У ребенка при этом окружность головы уменьшена, а череп имеет нарушенные пропорции. В 11 % всех больных микроцефалией встречается олигофрения. Иногда развивается идиотия. Помимо этого, ребенок отстает в физическом развитии.
- Гипоплазия мозолистого тела. Чаще всего сопровождается развитием синдрома Айкарди. В зоне риска девочки. Могут возникать офтальмические пороки, дистрофические очаги и другие проблемы. Обнаружить этот порок развития головного мозга можно при офтальмоскопии.
- Макроцефалия. Характеризуется увеличением объема головного мозга. Встречается реже микроцефалии. Проявляется умственной отсталостью. У некоторых больных возникает судорожный синдром. Бывает частичная макроцефалия, когда увеличен объем и масса лишь у одного из полушарий мозга. Мозговой отдел черепа ассиметричен.
- Микрополигирия. На поверхности коры имеется большое количество мелких извилин. В норме слоев коры должно быть 6, у больных – не более четырех. Бывает локальной и диффузной. Последняя проявляется эпилепсией, которая развивается после года, олигофренией, проблемами с глоточными и жевательными мышцами.
- Кистозная церебральная дисплазия. Этот порок развития головного мозга сопровождается образованием кистозных полостей в органе. Они соединяются с желудочковой системой. Кисты могут быть совершенно различных размеров. В некоторых случаях развиваются лишь на одном полушарии. Появление кист может проявляться эпилепсией, которая не поддается лечению антиконвульсантной терапией. Если кисты единичны, то со временем они рассасываются.
- Пахигирия. Основные извилины укрепляются, а вот третичные и вторичные полностью отсутствуют. Борозды укорачиваются и начинают выпрямляться.
- Голопрозэнцефалия. Полушария не разделяются, являясь единой полусферой. Боковые желудочки также считаются одним целым. Форма черепа заметно нарушается, могут быть соматические пороки. Как правило, такие дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в течении первых суток.
- Агирия. Отсутствие извилин или их недоразвитость. Помимо этого, архитектоника коры нарушена. У ребенка наблюдается расстройство психического и моторного развития, а также судороги. Как правило, такие дети умирают на первом году жизни.
Мозг вашего ребенка.
В целом, есть пять различных областей мозга, с которыми знакомы ученые. К ним относятся головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус.
Головной мозг – это самая большая часть мозга. Он отвечает за мысли, чувства и воспоминания. Кора головного мозга, включает лобную и височную доли, является частью этой области. Мозжечок является частью головного мозга, отвечающей за управление двигательными функциями, в то время как ствол головного мозга является частью, которая контролирует наиболее важные функции вашего ребенка, такие как частота сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
Гипофиз – это железа размером с горошину, которая выделяет гормоны в организм вашего ребенка. Эти гормоны отвечают за рост и обмен веществ. Гипоталамус – это та часть мозга вашего ребенка, которая отвечает за температуру тела, голод, жажду, сон и эмоции.
Дополнительные виды
Помимо этого, встречаются филонтогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Им характерно отсутствие разделения полушарий. В некоторых случаях передний мозг вовсе или частично не делится на полушарии. Еще один такой тип болезни – правильное развитие черепа, но отсутствие больших полушарий.
Имеется такое понятие, как филогенетически обусловленные пороки развития головного мозга человека. Если говорить кратко, то это те аномалии, которые в современных условиях уже не встречаются, но были присущи предкам. Существует три вида таких пороков. Первый связан с недоразвитостью органов. Если говорить лишь о головном мозге, то это отсутствие извилин, коры, неразделение полушарий. Иногда встречается небольшое количество утолщенных извилин. Второй тип связан с сохранением эмбриональных структур, которые ранее были характерны для предков. Третьему типа характеры атавистические пороки, из-за которых органы находятся не в том месте, где должны быть, а там, где ранее находились в нормальных условиях у предков.
Методы диагностики
Если речь идет о тяжелых пороках развития головного мозга, то в качестве диагностики будет достаточно внешнего осмотра. В остальных случаях нужно обратить внимание на состояние ребенка на первом году жизни. Могут возникать судороги, гипотония мышц. Чтобы исключить гипоксический или же травматический характер поражения, необходимо рассматривать анамнез. Как правило, если не было асфиксии у ребенка при рождении, гипоксии плода или травмы во время родов, то скорее всего патология врожденная. Во время беременности диагностика проводится при помощи УЗИ. Уже в первом триместре при помощи этого метода можно предупредить рождение ребенка, у которого имеется тяжелая церебральная аномалия.
Возможные нарушения и причины
Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.
Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.
Причины дисфункции:
- Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
- Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
- Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.
Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.
Дополнительные методы диагностики
Еще один вид диагностики – нейросонография. Она осуществляется через родничок. После рождения можно делать МРТ головного мозга. Оно позволит на все 100 % изучить проблему, понять, какой характер заболевания, где находится аномалия, имеются ли кисты, какого размеры и так далее. Если имеется судорожный синдром, то подбор терапии осуществляется после ЭЭГ. В том случае, если речь идет о семейных случаях церебральных аномалиях, то перед и во время беременности нужно наблюдаться у генетика. Делается при этом ДНК-анализ и генеалогическое обследование. Для того чтобы выявит проблемы с другими органами, делается УЗИ, рентген и так далее.
Незрелость головного мозга, или «горе от ума»
Довольно часто можно увидеть такой диагноз, как «незрелость головного мозга». Причем, если вы откроете учебники по неврологии, психиатрии, реабилитации инвалидов, по наследственным заболеваниям – то там вы такого диагноза не найдете.
Есть ли диагноз незрелость головного мозга?
В МКБ-10 есть многое.
Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.
Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом.
Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга»
В чем же дело?
Может ли быть незрелой кора головного мозга
Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны.
Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью.
И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.
Мы знаем, что иногда и взрослые совершают дурацкие поступки, а в иных ситуациях проявляют то, что вполне определенно можно назвать «функциональной незрелостью головного мозга». Например, бросают семью и гоняются за очередной «юбкой». Но почему – то никто не выставляет такой «диагноз» взрослым.
Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым.
Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии.
Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.
Конечно, у детей тоже многое что имеется, например, синдром гипервозбудимости, дефицита внимания, или даже аутизм. Но все это состояния, имеющие под собой научную базу, десятилетия наблюдений специалистов, рекомендации по лечению и, тем более, по постановке диагноза. В чем же причина? И почему «последствиями незрелости головного мозга» пугают именно наших мам?
Почему же ставят этот диагноз?
Все дело в том, что этот нелепый диагноз ставят не те специалисты, которые серьезно изучают мозг и видят его. Так, например, в заключении МРТ головного мозга можно найти гидроцефалию, наличие кист, атрофию коры, сглаженность борозд и массу других морфологических и конкретных отклонений.
А «признаки незрелости структур головного мозга» видят или при исследовании мозга через родничок, то есть при выполнении нейросонографии, или детские неврологи на основании пары – тройки отклонений в найденных рефлексах.
Но глубокое знание детской неврологии осталось только у пожилых профессоров, которые посвятили ей всю жизнь, и, кстати, такую глупость они вам никогда не назовут в качестве диагноза.
Так что считайте это сложной и важной формулировкой более простого ответа: «я не знаю, что с вашим ребенком, вроде какие-то отклонения от нормы есть, а может, и нет, просто я не знаю, как разбираться, да и некогда мне».
И теперь все встает на свои места. Вместо того чтобы прийти к детскому психологу, специалисту по развитию детей дошкольного возраста, валят толпы мам к детскому неврологу, который работает в три смены в районной поликлинике. Просто расписаться в своем бессилии и нехватке времени нехорошо, а сказать что – то надо…
И, вместо заключения, простой совет.
Если в следующий раз вы услышите подобный диагноз, то не позабудьте вежливо, но настойчиво, спросить у врача, какой код у этого диагноза в МКБ-10 (так как любой диагноз должен кодироваться), и, во-вторых, на основании каких симптомов и синдромов, без участия психолога, психиатра был выставлен такой всеобъемлющий диагноз. После этого улыбайтесь, и не верьте сказкам. На самом деле, «незрелость коры» вовсе не у ребенка, а у того, кто вам это сказал.
Лечение
Терапия в основном направлена на снижение симптомов. При врожденном пороке развития головного мозга (по МКБ-10 присвоен код Q04) ребенок должен наблюдаться у педиатра, неонатолога, невролога и эпилептолога. Если имеется судорожный синдром, то необходимо назначать антиконвульсантную терапию. Большая часть аномалий мозга сопровождается развитием эпилепсии. Она не поддается лечению противосудорожной монотерапии. Поэтому используют сразу два препарата, например, «Леветирацетам» и «Ламотриджин». Если возникла гидроцефалия, то врач проводит дегидратационную терапию. При необходимости проводится шунтирующая операция. Чтобы улучшить метаболизм организма, а также вернуть мозговым тканям нормальную функциональность, необходимо принимать витамины группы В, глицин и так далее. Ноотропные средства разрешены только в том случае, если отсутствует эписиндром.
Прогноз
Прогноз, как правило, неблагоприятный, но зависит еще и от степени порока. Если в младшем возрасте развивается эпилепсия, которая не поддается стандартной терапии, то такой симптом врачи считают неблагоприятным. Порок головного мозга вместе с соматическими проблемами также не дает высоких шансов на длительное продолжение жизни. Поэтому важно еще до рождения ребенка понять, что у него имеются проблемы с развитием головного мозга.
Итоги
В качестве заключения нужно подчеркнуть, что описанную проблему вылечить не получится. Любая терапия направлена на то, чтобы снять симптоматику. Большая часть больных детей умирают в течении первых 3 лет жизни. Причем до этого срока дотягивает малый процент пораженных. Чаще всего дети либо рождаются мертвыми, либо умирают в первые сутки или первый год.
К сожалению, выявить все причины возникновения сбоев в организме, которые приводят к порокам мозга, невозможно. Но нужно отметить, что беременной женщине нужно максимально тщательно следить за своим здоровьем и избавиться от всех вредных привычек. Нет никакой гарантии, что, казалось бы, обычное курение не спровоцирует сбой в формировании мозга плода.
Те дети, которые рождаются и доживают хотя бы до 10 лет, всю жизнь пьют таблетки. Им сложно ходить, самостоятельно делать какие-то вещи, говорить. Конечно, все зависит от степени разрушенности головного мозга. Есть те дети, которые имеют небольшое отклонение. Важная задача родителя: проводить все время с ребенком и развивать его. Небольшой процент детей способны отлично вливаться в общество и спокойно существовать самостоятельно. Шанс небольшой, но он имеется.