Человек – это в первую очередь социальное существо: он не может строить свою жизнь, не взаимодействуя с другими членами общества, следовательно, он подчиняется общепринятым правилам и нормам, установленным в определенной общественной группе. Следование поведенческим нормам, характерным для общества, в котором человек живет, лежит в основе его социализации.
Навыки, необходимые для активного и полноценного взаимодействия с социумом, не являются врожденными: их человек приобретает в процессе развития. В некоторых ситуациях человек сознательно или неосознанно отказывается соблюдать установленные правила: в таком случае психологи говорят о девиантности или делинквентности его поведения. И делинквентное, и девиантное поведение считаются отклонением от поведенческих норм.
Девиантное и делинквентное поведение что такое
Государство всегда нормировало поведение граждан, укладывая его в рамки закона. Кроме того, в каждой социальной группе (этнической, религиозной или иной) действуют правила поведения, закреплённые традициями или устными договорённостями.
Внимание! Поступки людей сравниваются с «писаными» (формально закреплёнными законами государства) и «неписаными» правилами (неформальными поведенческими нормами).
Примеры неформальных правил:
- обычаи и традиции;
- манеры и этикет;
- поведение, которое считается приличным по взаимной договорённости закрытого сообщества.
Нарушение неформальных рамок общественного поведения называется девиантным. Действия, связанные с отступлением от формальных законов, носят название делинквентных.
Чем отличаются друг от друга
Два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность, имеют различия. Девиантное отклонение от поведенческих норм есть понятие относительное.
Как гласит народная поговорка: «У всякого свой вкус и своя манера: кто любит арбуз, а кто офицера». То, что считается причиной ненормальности для одних людей, – обычное дело для других.
Например, представители тюркских народностей (казахи, киргизы и др.) кушают национальное блюдо бешбармак руками, сидя на полу. Манеры аристократов, напротив, обязывают принимать пищу, сидя за столом, пользуясь столовыми приборами.
Разные понятия о правильности приёма пищи
Делинквентные действия индивида абсолютны. В этом случае двух мнений быть не может. За нарушение норм общественного поведения, предписанных законом, положено наказание. Убийство, насилие, грабёж, воровство, мошенничество – вот только краткий список делинквентных проявлений.
Пример. У цыган воровство и мошенничество считается одним из видов заработка. В их кругах это нормально, но это нарушение статей закона РФ, и об относительности здесь не может быть и речи.
Разница в понятиях
Определение понятия
В любом обществе существует свод традиций и правил, в том числе неписаных, благодаря которым люди могут комфортно уживаться друг с другом. Существуют и механизмы, принуждающие к выполнению этих правил в той или иной форме. Сюда можно отнести не только правоохранительные органы, но и совесть и мораль человека: боязнь осуждения со стороны близких или угрызений совести – фактор, который часто заставляет следовать общепринятым нормам.
Общество, которое переживает постоянные реформы, более подвержено проявлениям делинквентного поведения. Такое явление закономерно: старые нормы поведения уже отменили, а новые еще не прижились, так как не успели укорениться в сознании обывателей. По этой причине любые реформы и революции сопровождаются ростом уровня преступности на фоне делинквентности населения. Как пример за форму делинквентности можно взять хронически высокий уровень преступности в Бразилии, что обусловлено экономическим неравенством граждан и регулярной сменой политических режимов.
Характеристики девиантного поведения
Девиантное поведение — что это такое
У девиантного и делинквентного поведения есть отличия, само понятие «девиация» имеет более широкий смысл. Она предполагает любые отклонения, выходящие за рамки, как писаных, так и неписаных норм.
Подобные отступления характеризуется следующими моментами:
- явное несоответствие поведения человека с общепринятыми или официальными требованиями;
- действия личности оцениваются обществом как негативные;
- носят стойкий повторяющийся характер;
- несут разрушительные действия;
- не считаются психическим заболеванием с медицинской точки зрения;
- связаны с социальной неприспособленностью, в различных формах её проявления;
- носят исключительно личностный характер или зависят от стадии половой зрелости.
В любом случае девиация – это отсутствие у человека способности или желания найти своё место в социуме так, чтобы отвечать его требованиям.
В зависимости от того, пользу или вред девиация приносит обществу, можно выделить два её типа:
- конструктивный;
- деструктивный.
В первом случае девиация поощряется и вознаграждается. Одобряются обществом поступки героев, гениев и лидеров. Во втором случае действия обществом не приветствуются, считаются вредными и разрушительными. Как следствие, наступает наказание для человека в виде осуждения, изоляция или лечения.
Стратегия
В самом общем виде меры социального контроля на государственном уровне должны осуществляться:
- замещением или вытеснением опасных форм социальных патологий нейтральными и общественно полезными формами поведения;
- целенаправленная стимуляция активности общества в положительном русле;
- легализация «преступлений без жертв»: бродяжничества, употребления алкоголя и наркотиков, проституции, гомосексуализма;
- внедрение служб социальной помощи: наркологической, суицидологической, геронтологической, психологической;
- введение программ повторной адаптации и социализации граждан, оказавшихся вне общества.
Людям присуща вера в действенность суровых запретов и репрессивных мер в отношении правонарушителей, но мировой опыт однозначно говорит об абсолютной неэффективности жестоких наказаний и смертной казни преступников.
Причины возникновения делинквентности
Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка
Чтобы выяснить причины асоциального поведения, нужно рассматривать становление личности с детских лет.
Важно! К детям, не достигшим пятилетнего возраста, применять определение девиантного поведения нецелесообразно.
У ребёнка от 5 лет внутренние психические функции начинают формироваться только после того, как сформированы внешние. Первоначальному усвоению социальной модели общества ребёнку помогает наблюдение за взрослыми людьми. На первом этапе жизни это его родители. Наблюдая за ними, малыш знакомится со следующими социальными достижениями:
- высшими психологическими функциями;
- ценностями, на которые необходимо ориентироваться;
- нормами и правилами поведения.
Родители должны научить малыша механизмам идентификации и обособления, которые регулируют поведение человека.
К сведению. Идентификация – отождествление себя с другими людьми, группой, образцом, на который можно равняться. Обособление – стремление стать личностью и выделиться из общего плана.
Не зря первым пунктом социальных достижений идут высшие психологические функции (ВПФ): восприятие, мышление, речь и память. Иными словами, родители обязаны помочь ребёнку перенести и привязать модель поведения в социуме к его внутреннему плану (индивидуальной модели поведения).
К причинам, нарушающим ход этих внутренних психологических преобразований в детском возрасте, можно отнести следующие пункты:
- отсутствие родительской заботы и игнорирование родителями проявлений детской привязанности;
- конфликты между родителями на глазах у детей;
- полное отсутствие воспитания, предоставление ребёнка самому себе;
- детская вседозволенность (избалованность).
Кроме того, причиной может быть перенесённая ребёнком психологическая травма.
Виды асоциального поведения
Суицидальное поведение — что это в психологии
Отсутствие способности к социальной адаптации выражается в использовании незаконных средств для достижения целей. К примеру, чтобы добиться хорошего общественного положения, власти, богатства, не имея возможности достичь этого законными средствами, человек преступает через мораль и закон.
Отсутствие желания жить по общественным нормам выражается в открытом протесте, демонстративном неповиновении: это экстремизм, терроризм и другие формы неприятия общественных ценностей.
С этой точки зрения допустимо выделить несколько видов нарушений в результате асоциального поведения:
- аморальные;
- аддиктивные;
- противоправные;
- преступные.
Бродяжничество, проституция, беспорядочные половые контакты, принадлежность к сексуальным меньшинствам – признаки аморального человеческого образа жизни. Зависимости, в результате которых член общества уходит от реальности (наркомания, алкоголизм, игромания и т. д), имеют прямое отношение к аддиктивному поведению. Хулиганство, мелкие кражи, грабежи, оскорбления, угон транспорта в качестве развлечения относятся к противоправным действиям. К преступному поведению относятся поступки, совершение которых преследуется по закону.
Механизмы
- учреждение внешних наказаний и различных санкций за правонарушения;
- интеграция внешних структур поведения во внутренние поведенческие регуляторы индивидов;
- косвенный контроль, осуществляемый посредством сознательной идентификации девианта с группой законопослушных граждан;
- обеспечение государством разнообразия и доступности для граждан средств удовлетворения своих потребностей, снижающих вероятность перспективы обращения к противоправным действиям.
Особенности делинквентного поведения у подростков
Подростковая делинквентная форма отличается от её проявления в других возрастных интервалах. Подростки склонны к проявлению делинквентного образа действий двух типов:
- корыстный;
- насильственный.
Корыстные действия совершаются порой из любопытства или из-за незавершённости детского характера. Такой подросток может отобрать сотовый телефон у младшеклассника, угнать со двора мотоцикл или машину, потом и сам толком не может объяснить, зачем это совершил.
Насильственные действия и агрессия могут отличать подростка, желающего самоутвердиться. Под воздействием стадного инстинкта, от недостатка воспитания или «чувства долга перед друзьями» мальчишки учувствуют в «разборках», собираются в дурные компании. Со временем юнцы становятся неуправляемыми: грубят взрослым, не подчиняются родителям, убегают из дома.
Кстати. Благополучные семьи, как и неблагополучные, могут иметь такого подростка. Причём ребята из хороших семей, поддавшись дурному влиянию, пытаются таким образом завоевать внимание у девушек, искренне считая, что сходство с образом «плохого парня» им в этом поможет.
Если рассматривать причины, влияющие на возникновение у подростков асоциального поведения, то можно отметить такие как:
- воздействие молодёжных субкультур (готы, эмо, панки и т.д.);
- плохое воспитание и негативный пример жизни родителей, вызывающие искажение психики в детском возрасте;
- фанатизм, связанный со спортом и выливающийся в агрессивное антисоциальное поведение;
- психологические зависимости;
- проблемы физического характера на фоне болезней.
Невозможность самоутверждения в социуме доступными путями: способностями, талантом, достижением материальной независимости законным путём, также можно внести в этот список.
Изучение детской преступности
Механизмы и стратегии контроля и профилактикиПервичными механизмами контроля над девиантом и делинквентом в поведении считаются действия школы. Школа обладает следующими возможностями:
- свободный доступ к семьям подростков, сотрудничество с родителями;
- прививание школьникам навыков здорового образа жизни;
- воздействие на степень самооценки ученика и его стремлений;
- организация досуга школьников и помощь в трудоустройстве на период летних каникул.
Школа имеет возможность в целях профилактики правонарушений и преступлений привлекать специалистов.
Девиации человеческого поведения в социуме уходят корнями глубоко в детство. Вот почему воспитание подрастающего поколения требует особого внимания. «Здоровые личности формируют здоровое общество!», – такой лозунг должен быть заложен в основу всей воспитательной работы подрастающего поколения.
Девиантность и делинквентность
Нужно сразу уточнить, что данные два понятия не являются абсолютно равнозначными. Они соотносятся друг с другом в качестве целого и его части. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся, но не каждая девиация – это преступление. Все зависит от законов, которые действуют в стране. Девиантное поведение становится делинквентным только под действием государства в лице его специальных органов, которые следят за исполнением формальных норм.