Прогрессирует ли ДЦП?
Начнем с вот какой точки зрения. Детский церебральный паралич является следствием травмы мозга или нехватки кислорода при вынашивании ребенка, при родах. К слову, курение матери в период вынашивания может привести к нехватке кислорода у плода и осложнениям. Ребенок получил травму, часть мозга повреждена и функционирует не должным образом. Дальше мозг уже не отмирает, дальнейшего развития именно этого процесса нет. Дальше уже последствия случившейся травмы, дальше мозг не отмирает. То есть, когда ребенок растет, то приходится лечить не столько сам детский церебральный паралич, сколько последствия травмы мозга.
О восстановлении поврежденных участков мозга, конечно, лучше расскажут неврологи. И трудно сказать, можно ли восстановить именно тот участок мозга, который пострадал. Но структура человеческого мозга настолько сложна, что вполне можно компенсировать потерю одних нейронов активизацией других. Иными словами, мозг начинает компенсировать потерю нейронов и нейронных связей, используя другие участки мозга. И вот восстановить активность мозга, восстановить те или иные функции у ребенка с ДЦП вполне посильная задача. То есть вылечить последствия ДЦП можно.
Массаж и лечебная физкультура
ЛФК применяется после достижения адекватного значения ВЧД и при отсутствии судорожного синдрома. Без физнагрузок терапия не будет результативной.
Формат и длительность упражнений подбирается индивидуально, совместными усилиями невролога и реабилитолога:
- нагрузки должны предупредить мышечную атонию и предотвратить атрофию незадействованных мускульных групп;
- с их помощью избегают образования контрактур, фиксирующих мышцы в анатомически неверном положении.
Тренировки следует проводить каждый день, увеличение нагрузок происходит поэтапно и контролируется реабилитологом. В комплекс упражнений входит: гимнастика, фиксация и удерживание конечностей в заданном положении, растягивание мышц, раскачивание конечностей в суставах (по нарастающей амплитуде), ходьба, тренировки расслабления и при участии мышц-антагонистов.
Так же используется методика подъема по наклонным поверхностям, помогающая ребенку развить чувство равновесия. В конце сеанс дополняется упражнениями на выносливость.
Спастическая диплегия требует включения нагрузок с непрерывным движением, атонико-астатическая форма ДЦП — кратковременных занятий, атоническая — на поддержание равновесия.
Применяют следующие виды массажных техник:
- курс классического массажа длительностью до 30 сеансов;
- склеромерная — блокирует патологический болевой импульс от надкостницы к головному мозгу;
- точечная расслабляющая — воздействие на акупунктурные точки.
Как дополнение к ЛФК используется стимуляционный массаж, направленный на разработку мышц-антагонистов. Каждая отдельная мышца должна получать не только дополнительную нагрузку, но и быть растянута по мере возможности.
Усвоение энциклопедических знаний по методу Глена Домана
Данная часть системы Домана является самой спорной Многие родители цепляются за эту идею – вложить в малыша как можно больше сведений, чтобы он в нежном возрасте уже знал географию, историю, естествознание и другие предметы Однако в этом и состоит недостаток методики Домана Ребенок просто запоминает все эти факты без понимания Получается, дети просто нашпигованы сведениями, а интеллектуальной зрелости у них нет По этой причине не стоит форсировать события и знакомить ребенка со взрослыми фактами Ему гораздо важнее усваивать то, что встречается в его повседневной жизни – со свойствами живой природы, с качествами животных, с детскими играми Таким образом можно изучать профессии, овощи, фрукты и все то, что ежедневно наполняет жизнь малыша Показ карточек с указанными предметами обязательно нужно сочетать с их реальным применением в быту, а также с чтением сказок
Например, стихотворение Ю. Тувима об овощах («Хозяйка однажды с базара пришла…») можно подкрепить сначала тематическими карточками с изображением указанных овощей, а затем походом на рынок за соответствующими продуктами и совместным приготовлением из них супа
Есть еще один нюанс в освоении методики Глена Домана Автор советует менять карточки часто – он утверждает, что мозг ребенка как бы снимает копию с увиденного, а затем уже обрабатывает ее в состоянии покоя Однако это справедливо, скорее, для детей первого года жизни А вот полутора-двухгодовалый малыш уже не удовлетворится столь быстрым показом Он, так или иначе, захочет рассмотреть картинку, потрогать ее, задать вопросы В этом случае гораздо важнее слушать ребенка, а не слепо следовать теории Изложенная выше информация касалась, по большей части, здоровых детей
Метод кондуктивной педагогики
Если ЛФК и метод Козявкина в большей мере направлены именно на физическую реабилитацию, то главной задачей этого метода является социализация больного ребенка в обществе. Так, данный подход объединяет реабилитационные и педагогические задачи в одной методике.
Согласно данному подходу, даже в пораженной нервной системе могут формироваться новые нервные связи. Нарушения моторики происходят не только вследствие поражения ЦНС, но и вследствие недостаточного взаимодействия разных отделов мозга. Но если организовать больному ребенку условия для активного обучения, можно восстановить эту способность нервной системы.
Обучение проводится в группах по 10-25 детей с одинаковым диагнозом. Дети занимаются сообща, наблюдают и подталкивают друг друга к выполнению заданий и упражнений. Специалисты, или кондукторы, осуществляют руководство детским коллективом. Их задача – мотивировать и эмоционально поддерживать деток.
Программа обучения разрабатывается для каждой группы индивидуально, поскольку это зависит от интеллектуальных способностей, физических умений и навыков каждого ее маленького члена. Каждая программа состоит из нескольких блоков, каждый из которых включает упражнения, педагогические занятия. Все обучение проводится в форме игры. Например, включены такие упражнения:
- взаимодействие с различными предметами, например с мячиком;
- упражнения на спортивных снарядах, например на шведской стенке, лавочке, с гимнастической палочкой;
- упражнения во время ходьбы.
При этом комнаты, где занимаются дети, специально оборудованы лестницами, столиками, боксами и др. которые изготовлены из дерева, не имеют острых углов, то есть ребенок не может поранить себя и т. д.
Все занятия сопровождаются ритмической музыкой, песнями и ритмическим намерением. Последнее представляет собой стишки, песенки, словесные конструкции, которые используются во время выполнения заданий. Это повышает двигательную активность и мотивацию каждого ребенка.
Коррекция неправильных поз
Коррекция осуществляется с целью устранения спонтанно-патологических тонических рефлексов.
Эти упражнения призваны помочь мышцам расслабиться и подавить ненужную рефлекторную активность. Наиболее известна поза эмбриона, помогающая максимально подавить тонус мышц-разгибателей.
На первых занятиях укладки-упражнения проходят пассивно, позже ребенка учат выполнять их произвольно. Это дает возможность управлять активными движениями тела.
Отрабатывается и удержание головы при попытке ее повернуть. Затем переходят к удержанию всего тела при ходьбе. На этапе закрепления подключают упражнения на разгибание конечностей. Если ребенок научится держать голову и активно ею двигать, то сможет контролировать и туловище.
Голову учат держать постепенно, для начала условия занятий максимально облегчают, но сложность нарастает по мере овладения нужным навыком. Используют специальные валики, подкладываемые на сторону большего наклона. Также чередуют положения больного в кровати, относительно источника освещения. Если возникает потребность перенести ребенка на руках, тело прижимают к себе боком, противоположном повороту головы.
При тяжелой форме ДЦП могут применять специальные гипсовые фиксаторы головы и туловища. При этом во время сна голова фиксируется с учетом обратного поворота. Чтобы стимулировать мышцы шеи, больного приучают к лежанию на животе. Так легче поднимать и удерживать голову.
В момент формирования рефлексов, необходимых для установки нормального положения тела и головы, нужно закрепить ориентировочные рефлексы на звуковые и световые раздражения.
От ребенка требуют совершать осознанный поворот глаз и головы в сторону раздражителей.
Ему дают катить коляску, на которой закреплен подгрудник, предупреждающий опущение грудины и стимулирующий разгибательные мышцы в плечевом поясе. Отталкиваться больной должен с помощью кистей и пальцев рук. Эта деятельность позволяет развить необходимые выпрямительные навыки в верхних конечностях и кистях.
Как растения могут помочь?
Чаще всего в лечении используют такие растения, как полынь,клевер красный, пастушья сумка, череда, шиповник, софора японская. Из растений или их частей готовят настойки и отвары, используют при принятии ванн.
Из полыни в сочетании с корнем валерианы готовят сбор в соотношении 2:1, по желанию добавляют мяту и зверобой. Ст. ложку смеси заливают кипящей водой (200 мл), настаивают полчаса, затем процеживают. Принимают настой трижды в день по столовой ложке накануне основных приемов пищи.
Клевер красный применяется как средство, повышающее жизненный тонус, ускоряющее восстановление и избавляющее от авитаминоза. Его собирают цветущим, готовят настой или заваривают и пьют вместо чая. Растение также используют наружно. Для приготовления состава головки клевера в количестве 25 г. смешивают с белым вином и оливковым маслом (1 стакан). Смесь ставят на огонь до полного испарения жидкости, после чего дают остыть и процеживают. Средство применяется для растирания конечностей, пьется оно по три капли.
Настойка из пастушьей сумки поможет облегчить проявление ДЦП. Особым эффектом состав обладает после принятия травяных ванн. Приготовление заключается в смешивании 0,1 литра спирта и 25 г травы. Смесь переливают в посуду с темным стеклом, настаивают две недели, после чего процеживают и применяют для растираний.
Физическое развитие по Доману
Глен Доман призывает родителей как можно раньше закрепить у ребенка ползательный рефлекс Это способствует быстрому развитию нижних отделов головного мозга Для этого автор методики изобрел трек для ползанья (устройство трека подробно изложено в книге «Как сделать ребенка физически совершенным») На деле, трек легко заменяется двумя полками для книг Они располагаются на полу таким образом, чтобы лежащий между ними ребенок мог касаться их бедрами и предплечьями Благодаря срабатыванию рефлекса, ребенок сможет полноценно ползать уже месяцам к четырем Только подумайте – его ровесники еще будут лежать в своих кроватках, а ваше ранее чадо уже начнет активно познавать мир!
Многие родители, сами того не зная, выполняют многие упражнения из комплекса Глена Домана, делая со своими детьми динамическую гимнастику
Если сочетать ее с ранним ползаньем, то возможности головного мозга ребенка значительно расширятся
Излечим ли детский церебральный паралич
Еще не так давно считалось, что ДЦП возникает в результате родовой черепно-мозговой травмы и именно неблагополучные роды обусловили болезнь ребенка.
Сейчас стало ясно, что осложненные, затянувшиеся роды — это очень часто следствие внутриутробного поражения плода которое могло возникнуть в любой период беременности из-за каких-либо инфекций или интоксикаций и других заболеваний, перенесенных матерью. В результате плод не может правильно продвигаться по родовым путям, так как у него отсутствует или резко ослаблен необходимый для этого врожденный двигательный рефлекс — «рефлекс с головы на туловище», описанный впервые выдающимся нейрохирургом Н. Н. Бурденко. Головка задержавшегося в родовых путях плода подвергается механическому сжатию, и вот тогда-то возникает черепно-мозговая травма, кислородная недостаточность, асфиксия (удушье).
Но даже в тех случаях, когда роды протекают относительно благополучно, внутриутробное заболевание плода и связанное с ним поражение головного мозга вызывают отклонения в развитии ребенка, и в частности возникновение церебрального паралича,
Дальнейшая судьба новорожденного в этом случае зависит от своевременно поставленного диагноза и, значит, своевременно начатого лечения. Опыт специализированных отделений для новорожденных детей, больных ДЦП, показал, что если сроки лечения не упущены и оно, что очень важно, проводится систематически и длительно, то к 3 — 4 годам даже в тяжелых случаях большей частью удается настолько улучшить состояние ребенка, что он становится практически здоровым, может посещать детский сад, а затем и школу.
Беда в том, что часто в первые дни, а иногда и недели жизни признаки ДЦП еще мало заметны. Но и позднее, когда неблагополучие уже становится явным, многие родители все еще медлят с обращением к врачу,
Человеку свойственно отгонять от себя худшие предположения. Ребенок, допустим, выглядит вялым, отстает от своих сверстников в развитии моторных навыков, но окружающие (из добрых, конечно, побуждений) заглушают материнскую тревогу уверениями, что это «такой рост», что он станет старше и «свое возьмет», «перерастет» и так далее. Матери, конечно, хочется верить этому, и она ждет. А время, когда можно эффективно помочь ребенку, безвозвратно уходит.
Родители должны знать, что ДЦП проявляется отсутствием или слабостью таких врожденных рефлексов, как рефлекс опоры (если ребенка держат вертикально на твердой плоскости, например, на застланном одеялом и простыней столе, ОН ПОДГИБАЕТ НОЖКИ, В БОЛЕЕ ЛЕГКИХ СЛУЧАЯХ — ОПИРАЕТСЯ НА СТОЛ ОДНИМИ ПАЛЬЧИКАМИ
, а не всей стопой), рефлекс ползания (если положить ребенка на живот с согнутыми в коленях ногами и надавить ладонью на его стопы, ОН НЕ ВЫПРЯМЛЯЕТ НОГИ И НЕ ПЫТАЕТСЯ ПРОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД) .
Если взять его под мышки и как бы повести по той же ровной плоскости, он НЕ ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕБИРАТЬ НОЖКАМИ
, как это делают здоровые дети, А ВОЛОЧИТ ИХ.
Далее, по мере роста ребенка выявляется отставание в развитии других моторных навыков. Ребенок, страдающий ДЦП, НЕ УДЕРЖИВАЕТ ГОЛОВУ, НЕ САДИТСЯ, НЕ ВСТАЕТ
, не способен передвигаться. Для ориентира скажем, что здоровый ребенок с конца второго месяца удерживает голову вертикально, в 4 — 5 месяцев лежит на животе с выпрямленными ногами, опираясь на локти и приподымая верхнюю часть туловища, в 6 — 7 месяцев сам может сесть и в положении сидя удерживается без опоры, не сваливаясь в стороны.
Если больного ребенка положить на живот. у него резко повышается тонус мышц — сгибателей туловища и конечностей, и он принимает позу как бы собравшегося в комок, а если повернуть его на спину, столь же четко повысится тонус мышц — разгиба теней, и он ляжет с вытянутыми руками и ногами и слегка запрокинутой головой.
При ДЦП наряду со слабостью врожденных двигательных рефлексов сохраняется активность тех тонических примитивных рефлексов, которые у здорового ребенка исчезают на первом-втором месяце жизни.
У больного ДЦП при опущенной на грудь голове ручки сгибаются, а ножки разгибаются, а если голова запрокинута назад, происходит обратное — ручки разгибаются, а ножки сгибаются.
Главная задача лечения состоит в развитии ослабленных двигательных рефлексов и торможении закрепившихся тонических рефлексов. Если этого не сделать вовремя, ребенок останется калекой.
В комплексе лечебных мер важнейшее место принадлежит физкультуре, массажу, соблюдению ортопедического режима, применяется и медикаментозная терапия, направленная на стимуляцию функций мозга.
При ДЦП нарушается не только моторика, но и развитие речи. Язык ребенка и его губы могут быть малоподвижными, язык — нередко имеет неправильную форму. Иногда возникают непроизвольные, насильственные движения языка и губ, что мешает произносить слова.
Постепенно выявляется и задержка психического развития; ребенок с запозданием начинает понимать речь: у него медленно формируются ориентировочные познавательные реакции, внимание, память,
Очень важно поэтому своевременно начать коррекцию так называемого пред речевого развития. Становление речи стимулирует познавательную деятельность, психику ребенка. Такие занятия проводит логопед, он же дает совет, как заниматься с ребенком дома.
При необходимости ребенку делают гипсовые повязки, назначают грязелечение. минеральные ванны, ортопедо — хирургическое лечение. Как видите, придется вооружиться терпением и приложить много усилий. И усилия эти, как правило, не напрасны.
Но может ли выздороветь ребенок, если лечение начато поздно, то есть после 3 — 4 лет, или если поражение центральной нервной системы было тяжелым и меры, принятые в первые годы жизни, не дали полного эффекта? Не всегда, но очень часто удается при условии длительного, поэтапного лечения добиться, чтобы ребенок начал говорить, ходить без грубого дефекта, смог учиться в школе, а впоследствии и — овладеть какой-либо специальностью.
Даже если время упущено, положение еще не полностью безнадежно. Повторим: чем раньше начато лечение, тем больше надежд на успех, И все-таки лучше поздно, чем никогда.
Лечебные ванны
Ванны с настоем череды помогут снизить спастичность мышц. Для получения настоя череда (1 стакан) смешивается с аналогичным количеством крапивы. Добавляется шалфей, листья лавра, пижма, ягоды можжевельника, ветки розмарина, почки березы, омела белая – каждый компонент по 1/2 стакана. Смесь в количестве 0,1 литра заливается двумя литрами воды, кипятится 10 мин и оставляется настояться. После этого состав процеживают и добавляют в ванну. После 20 минут принятия ванны ребенка укладывают в постель, растирая настойкой из пастушьей сумки.
Можно принимать и ванны с шиповником, они помогают облегчить последствия паралича. Для состава используется корень шиповника (три ст.ложки), добавляется литр воды, смесь должна кипеть на огне час. Затем отвар процеживается, выливается в ванну. Процедура повторяется два раза в неделю.
Если говорить в целом, то лечение ДЦП подразумевает наличие терпения. Все процедуры проводятся после консультации с врачом, наблюдающим за динамикой мероприятий.
Математика по методике Домана
Глен Доман считает, что устный счет должен предполагать не знаки, а количество
Если ребенок каждый день будет видеть карточки с разным количеством точек, то со временем он, не считая, сможет определять количество предметов
А это, в свою очередь, хорошая основа для сложных арифметических действий в уме с большими числами Данный метод довольно сложно применить на практике
Однако принцип, положенный в его основу, вполне можно использовать – ребенку важно для начала понять, что такое три птицы, а потому уже учить цифру 3